закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Спорные вопросы молитвы

Прошли те времена когда шафииты и ханафиты, сторонники двух равноканонических суннитских толков, забрасывали друг друга камнями и отказывались молиться в одном ряду с представителем иной школы. Однако те вопросы религиозной практики, которые приводили их к такому противостоянию, сегодня снова поставлены на повестку дня. На смену прежним монообщинам российских мусульман приходят махалли, где представлены сторонники самых различных направлений и течений в Исламе. Вновь и вновь обсуждаются те вопросы, которые еще недавно мы считали вчерашним днем. С этими вопросами читатели и обращаются в редакцию журнала.

Спорные вопросы молитвы

Земные поклоны за невнимательность или «штрафные» поклоны (суджуд ас-саху) следует выполнять до приветствия или после него?

Иногда мусульманин во время молитвы допускает некоторые ошибки и неточности. Если они подпадают под формулу та’хир аль-фард ва тарк аль-ваджиб (другими словами, если было промедление с исполнением строго обязательной части молитвы (фард), или была не исполнена другая должная (ваджиб) ее часть), то в таком случае по исполнении намаза необходимо совершить два земных поклона.

Согласно мнению ханафитских богословов, данные земные поклоны следует выполнять после приветствия [2, Т. 2, С. 470; 3, Т.1,С. 434; 4, Т. 1, С. 172; 5, Т.1, С. 213]. Это подтверждают следующие повествования:

1. Посланник Аллаха* сказал: «За каждую невнимательность — два земных поклона после приветствия». ( Сб. Абу-Дауда, №1038, Ибн-Маджи, №1219).

2. Однажды Посланник Аллаха r совершил полуденную молитву в пять ракатов [молитвенных циклов]. «Разве молитву увеличили?» — был задан вопрос. «А что?» — переспросил он. «Вы совершили пять ракатов», — сказали ему. Тогда Пророк совершил два земных поклона после того, как отдал приветствие. (Сб. аль-Бухари, №1226, Муслима, №572, Абу-Дауда, №1019, ат-Тирмизи, №392, ан-Насаи, №1254).

3. Однажды аль-Мугыра ибн Шу‘ба t, возглавляя молитву, встал после второго раката [хотя по правилам он должен был сесть]. Молящиеся за ним воскликнули: «Субхан Аллах (Свят Аллах)!» [указывая этими словами на его ошибку], а он показал им, мол, вставайте. И когда аль-Мугыра завершил молитву, то после приветствия совершил земные поклоны за невнимательность. И после молитвы сказал: «Я видел, что так [в подобных случаях] поступал Пророк r». (Сб. ат-Тирмизи, №365, Абу-Дауда, №1037).

4. Однажды Посланник Аллаха совершал послеполуденную молитву и сделал приветствие на третьем ракате. Человек по имени Хирбак встал и указал на это упущение. «Он сказал правду?» — спросил Пророк. «Да», — подтвердили ему. Тогда Пророк совершил ракат, потом отдал приветствие, потом совершил два земных поклона и снова отдал приветствие. (Сб. ат-Тирмизи, №395, Абу-Дауда, №1039).

В пользу данного суждения высказались также такие авторитетные сподвижники Посланника Аллаха r, как Али ибн Абу-Талиб, Саад ибн Абу-Ваккас, Абдаллах ибн аз-Зубейр , а также богословы поколения их преемников (таби‘ин): аль-Хасан аль-Басри, Ибрахим ан-Наха‘и, Абдаррахман ибн Абу-Лейля, Суфиян ас-Саури, аль-Хасан ибн Салих [1, Т.2, С.170].

В пользу необходимости совершать «штрафные» поклоны после приветствия говорит и такой довод. Известно, что земной поклон за невнимательность совершается после того, как человек допустил ошибку. Это общепризнанный факт. Причина же этого заключается в следующем: если предположить, что человек, уже совершив данные поклоны до приветствия, допустит еще одну ошибку, также требующую поклоны за невнимательность, то он будет вынужден или сделать поклоны за невнимательность дважды, что не установлено Шариатом, или оставить свое упущение как есть, не исправляя, нарушив предписание Сунны. Допустим, если человек совершив «штрафной» поклон перед приветствием, допустит оплошность еще раз — например, забудет, в каком ракате он находится — 3 или 4. Затем, поразмыслив некоторое время, придет к мнению, что он в 4-м ракате, но эти размышления вынудят его отдать приветствие позже положенного времени, что, как известно, влечет за собой необходимость совершения «штрафного» поклона. Поэтому во избежание повтора желательно совершить земные поклоны за невнимательность после приветствия.

Богословы шафиитской школы считают предпочтительным совершение земных поклонов за невнимательность до приветствия, опираясь на следующие хадисы:

1. Однажды Муавия ибн Абу-Суфьян t возглавил молитву и встал, когда должен был сесть, и люди, молившиеся за ним сказали: «Субхан Аллах!», но он продолжил стоять и, после того, как завершил молитву, совершил два земных поклона перед приветствием, потом сел на минбар и сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха r сказал: «Тот, кто забыл что-либо в своей молитве, пусть совершит два земных поклона, подобные этим». (Сб. ан-Насаи, №1259).

2. Пророк r сказал: «Если кто-то из вас засомневается в своей молитве, не зная, сколько ракатов он совершил, три или четыре, пусть отбросит сомнения и продолжит молитву [руководствуясь точно совершенным им количеством ракатов], а потом совершит два земных поклона перед тем, как отдать приветствие». (Сб. Муслима, №571, ат-Тирмизи, №396, Абу-Дауда, №1024, ан-Насаи, № 1238).

3. Однажды Пророк r, руководя полуденной молитвой, встал после первых двух ракатов не садясь, и люди встали вместе с ним. По завершении молитвы, когда люди ожидали его приветствия, он произнес сидя такбир [фразу «Аллаху акбар (Аллах превелик)!»] и совершил два земных поклона до того, как отдал приветствие. (Сб. аль-Бухари, №1224, Муслима, №570, ат-Тирмизи, №391, Абу-Дауда, №1034, ан-Насаи, №1223).

Что же касается хадисов, в которых говорится о земных поклонах за невнимательность после приветствия, то аш-Шафи считал их отмененными (мансух), ссылаясь на аз-Зухри, который передал, что Пророк совершал «штрафные» поклоны как до приветствия, так и после него. Однако последними из них при его жизни были поклоны, совершаемые после приветствия, что, впрочем, достоверно не подтверждается [1, Т. 2, С. 170-171]. Данное мнение аш-Шафии подкрепляет приведенным выше хадисом Муавии t, указывая, что он стал сподвижником Пророка r позже тех сподвижников, на которых ссылаются передатчики в хадисах оппонентов [6, Т. 1, С. 130].

Не опровергая данные сообщения, ханафиты говорят, что в них имеется противоречие в практике Пророка касательно совершения земных поклонов за невнимательность. Поэтому вышеприведенный хадис о совершении земных поклонов после приветствия был взят как дополнительный и решающий аргумент. Противоречие между хадисами можно также разрешить, если предположить, что в хадисах, где говорится, что земные поклоны за невнимательность совершались до приветствия, имелось ввиду, что данные поклоны совершались до второго приветствия [3, Т.1, С. 435; 4, Т.1, С. 173].

В то же время ханафиты говорят не об обязательности совершения земного поклона за невнимательность после молитвы, а о желательности этого. В любом случае совершать его до приветствия разрешено. Однако человек, совершивший земной поклон до приветствия, оставит сунну, что нежелательно (макрух).

Следует ли поднимать руки при совершении поясного поклона-руку‘, возвращении в исходное положение после него, а также других действий во время молитвы?

Богословы ханафитской школы считают, что во время каких-либо действий в молитве, за исключением вступительного такбира, руки поднимать не следует [5; Т.1; С.37]. В доказательство этого они приводят следующие аргументы:

1. Пророк, увидев однажды, как некоторые из его сподвижников поднимают руки во время молитвы, высказал им порицание: «Почему я вижу, как вы поднимаете руки, будто они хвосты упрямых лошадей?! Спокойно совершайте молитву». (Сб. Муслима, №430).

2. Однажды Ибн-Масуд сказал: «Не совершить ли мне для вас молитву [так, как ее совершал] Посланник Аллаха?» И совершил молитву, подняв руки только в первый раз [т.е. при произнесении вступительного такбира]. (Сб. ат-Тирми-зи, комментарии к №256).

3. В хадисе аль-Бары ибн Азиба t говорится: «Когда Пророк r начинал молитву, он поднимал руки близко к ушам и больше не возвращался к этому». (Сб. Абу-Дауда, №749).

4. Также сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб и Али ибн Абу-Талиб t поднимали руки только при первом такбире молитвы и более не возвращались к этому. (Эти сообщения переданы ат-Тахави со слов, соответственно, аль-Асвада и Асыма ибн Кулейбы).

Впрочем, существуют хадисы, в которых говорится об обратном:

1. Ибн-Умар t сказал: «Я видел, что, когда посланник Аллаха вставал на молитву, он поднимал руки до тех пор, пока они не становились на уровне плеч, и делал это, когда произносил такбир для поясного поклона и когда поднимал голову с поясного поклона, но не делал этого в земном поклоне». (Сб. аль-Бухари, №736; Муслима, №390).

2. Ваиль ибн Худжр t повествует, что он видел, как Пророк r, приступая к молитве, поднял руки напротив ушей, произнеся такбир, потом завернулся в одежду и положил правую руку на левую. Потом, когда захотел сделать поясной поклон, вынул руки из одежды, поднял их, затем произнес такбир и сделал поясной поклон. Затем после фразы: «Самиа л-Лаху ли-ман хамида-х (Аллах слышит тех, кто Его восхваляет)» снова поднял руки. И, совершая земной поклон, положил голову между ладонями. (Сб. Муслима, №390).

На эти хадисы ханафиты отвечают следующими аргументами:

1. Али бин Абу-Талиб и Ибн Масуд стали сподвижниками раньше Ибн-Умара и Ваиля ибн Худжра, они всегда стояли близко к Пророку, находясь в первых рядах во время молитвы, и поэтому имели лучшее представление о том, каким именно образом она совершалась [8;Т.1;С.94].

2. Эти и подобные им хадисы отменены вышеприведенными сообщениями.

Таким образом, сунной является поднятие рук только при произнесении вступительного такбира. Это касается как обязательных, так и дополнительных молитв, за исключением совершаемых в праздники Разговения и Жертвоприношения, в которых руки следует поднимать также при дополнительных такбирах, а также ночного намаза — витр, в котором руки поднимают еще и для молитвы «Кунут».

В то же время большинство оппонентов ханафитских богословов говорят отнюдь не об обязательности, а о желательности поднятии рук при поясном поклоне и поднятии головы после его совершения [напр.,7; Т. 3; C.399].

Использованная литература

1. Аз-Зейля‘и Камаледдин. Насб ар-рая ли-ахадис аль-хидая (ма‘а хашиятихи «Бугья аль-Альма‘и фи тахридж аз-Зейля‘и). — Каир: Дар аль-хадис.

2. Ибн-‘Абидин. Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар («Хашия Ибн-‘Абидин»). — Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-‘араби, 1997.

3. Камаледдин Мухаммад ибн ‘Абдульвахид. Шарх аль-фатх аль-кадир ли-ль-‘аджиз аль-факир. — Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-‘араби.

4. Аль-Касани ‘Аляуддин. Китаб бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. — Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмия.

5. Аш-Шибани Мухаммад. Китаб аль-асль («аль-Мабсут»). — Бейрут: Алям аль-кутуб, 1990.

6. Аш-Шафи‘и Мухаммад. Аль-умм. — Бейрут: Дар аль-ма‘рифа.

7. Ан-Навави Яхья бин Шараф. аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб. — Дар аль-фикр.

8. Аш-Шибани Мухаммад. Китаб аль-худжжа ‘аля ахль аль-Мадина.

Руфат-хазрат Ахметжанов
имам-хатыб

(статья опубликована в журнале «Минарет», № 8)

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.