закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Умар Идрисов: Совет улемов необходим для развития научного исламского богословия в России

Выступление председателя Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода на заседании Совета муфтиев России 18 ноября 2007 года по поводу основных целей и положений Совета улемов.

Бисмилля, ва-с-саляту ва-с-салям аля расули-ллях!

    Уважаемые собравшиеся, позвольте мне по поручению муфтия Равиля-хазрата Гайнутдина осветить тему Совета улемов. Во-первых, для чего нужна новая организация? Мне видится, что есть как минимум три причины для ее создания. Во-первых, все мы видим резкую активизацию просвещенной мусульманской молодежи, которая в каждом муфтияте, в любом регионе требует адекватного выхода своей неуемной энергии, и не всегда получает этот выход. Даже когда мы можем предоставить молодому активному человеку некую позицию в Духовном управлении мусульман, это далеко не всегда удовлетворяет его: заместителей муфтия или председателя ДУМ не может быть бесконечно много, то же самое относится к руководителям медресе. И уж конечно, молодые и активные деятели очень скоро понимают, что, не имея реального веса в обществе, их декларативные позиции «первого зама», «второго зама» не стоят ничего. Таким образом, мы сами невольно провоцируем рост честолюбия среди молодых сотрудников муфтиятов, в то время как их активность следует направить в правильное русло. Каждое Духовное управление делегирует определенное число своих молодых активистов в Совет улемов, и пусть они там соревнуются между собой в добрых делах и в умных решениях.

    Вторая причина как раз касается вопроса деятельности Совета улемов. Члены этой организации будут создавать научно-богословскую базу для развития исламской теологии. Какие выводы из этого следуют? Пункт (а): Совет улемов не будет каким бы то ни было образом вмешиваться во внутренние дела Духовного управления мусульман, но будет активно взаимодействовать с ним в научной сфере. ДУМ занимается вопросами административно-политическими, организационными, строительскими, финансовыми, кадровыми и т.д. А Совет улемов занимается наукой. Они к этому стремятся – так пусть реально работают. Пункт (б): следует самим себе признаться – у Духовных управлений, слишком занятых иными вопросами, не хватает времени заниматься те, чем хотят заниматься молодые мусульмане – вот и не будем ссориться с ними, они делают свое дело, а мы – свое. Пункт (в) – подобная научно-богословская деятельность нужна так и так, и она в любом случае будет реализована. Если мы не организуем, не возглавим этот процесс – он будет развиваться хаотично, в пику Духовным управлениям и Совету муфтиев. Это уже происходит на независимых исламских сайтах в Интернете – посмотрите объективно на этот процесс. Так лучше учредить Совет улемов Совету муфтиев, а еще лучше, если это по возможности будет сделано при участии Центрального Духовного управления мусульман и координационного центра мусульман Северного Кавказа, нежели дождаться пока два-три коллектива с исламских сайтов объединятся под некоей структурой и станут в оппозицию нашей организации.

    Третья причина, по которой нужен Совет улемов. Как известно, решение о создании его аналога было принято на прошлом совещании Совета муфтиев России, но, как и многие подобные решения, оно изначально было недееспособным. Кадры решают всё – вот этот ключевой вопрос оказался губительным для декларативно создающихся организаций. Что касается Совета улемов, его теоретическая база была разработана уже несколько лет тому назад – вы об этом прекрасно информированы, я думаю, а практические наполнение происходит каждый день на страницах газеты «Медина», журнала «Минарет», сайтов Ислам.Ру, Ислам-Ньюс.Ру, ИсламРФ.Ру. Если кто-то считает, что это чисто нижегородская узко региональная модель – он ошибается. Уже сегодня все эти неординарные идеи, аналитику высшего качества, богословские диспуты и т.д. пишут и организуют больше 30 человек – из них нижегородцев от силы 3-4 человека. Давайте объединим наши возможности, усилия для создания реально работающей организации, которая им действительно нужна – и получим хорошую отдачу. Это произойдет не завтра, а лет через 5-10, и все это время мы сможем спокойно заниматься каждый своим делом в рамках разделения труда: кто-то – строительством мечетей и исламских центров, а кто-то – созданием научного богословия.

    Следует особо подчеркнуть вот что. Если кто-то считает, что все члены Совета муфтиев являются улемами, то позвольте не согласиться с этим мнением. Давайте вспомним историю. В 1920-х гг. тоже было Духовное управление мусульман, и его сотрудники были не глупее нас с вами, но, тем не менее, они понимали необходимость разделения функций. Ведь Духовное управление – это, по сути, мини-правительство мусульманского меньшинства в немусульманском обществе, мы все знаем, какие сложные организационные вопросы в тесном взаимодействии с политиками нам приходится решать. И вот в 1923 г. II съезде мусульманского духовенства был избран Совет Улемов (тат. Голямалар Шурасы), куда вошло считанное число алимов, а вовсе не все подряд члены тогдашнего ЦДУМ. Уж наверное, великий богослов и мыслитель муфтий Ризаутдин Фахретдин прекрасно понимал отличия между оргработой и научно-богословской деятельностью. Вот и нам необходимо осознать насущность такого подхода.

    Теперь о том, каким видится Совет улемов. Мы уже высказывали наше мнение: там должно быть две палаты – светских ученых-мусульман и исламских богословов. Эта организация должна быть самостоятельной, но при этом должен быть налажен механизм контроля над всеми сторонами его деятельности со стороны Совета муфтиев, который будет осуществляться Попечительским советом. Попечительский совет будет полностью укомплектован сопредседателями Совета муфтиев России, и даже при желании можно пригласить туда членов ЦДУМ и Кавказского координационного центра – это только добавит веса нашим решениям, что особенно важно в свете политики властей относительно мусульман. От нас требуется максимальная консолидированность, чего нелегко достичь с уфимскими и кавказскими деятелями – но вот как раз отличный повод доказать добронамеренность Совета муфтиев и его открытость остальным организациям.

    Для нас важно следующее. 1. Деятельность Совета улемов не пересекается с деятельностью Совета муфтиев и не противоречит ей. Точно такое же соотношение между Советом улемов и местными Духовными управлениями мусульман.

2. Самостоятельность Совета улемов должна сопровождаться реальным контролем за его деятельностью со стороны Попечительского совета, который будет учрежден Советом муфтиев России. При этом Попечительский совет будет открыт и для др. мусульманских организаций в Уфе и на Кавказе.

3. Деятельность Совета улемов заполнит имеющуюся брешь в деле развития научного исламского богословия в России.

4. Деятельность Совета улемов поможет снять оппозиционные настроения к Духовным управлениям со стороны ряда молодых активистов, и особенно со стороны оппозиционно настроенных сайтов.

5. Работа Совета улемов будет сопровождаться активной информационной деятельностью, что самым благожелательным образом скажется на позициях мусульман в стране.

6. Организовав работу Совету улемов, наш Совет муфтиев создаст задел для спокойной, конструктивной деятельности мыслящей молодежи – это принесет в ближайшем будущем умиротворение и нам, и молодому поколению активистов.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.