закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Апологетика Ислама: Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? Кто придумал «цельнокованного бога»?

Мы продолжаем цикл бесед философа Али Вячеслава Полосина по исламской апологетике. Напомним, для удобства беседы строятся в виде «вопроса — ответа», что отвечает реальности, поскольку в жизни приходится именно давать ясные и обоснованные ответы, когда нас спрашивают о нашей вере.

Вопрос христианина: Православные христиане считают, что мусульмане поклоняются другому Богу. Священнник РПЦ Даниил Сысоев в публичных диспутах и выступлениях многократно это подтверждал. Православные руководствуются канонами Святой Православной Церкви, а последним действующим каноном об Исламе было решение Вселенского патриархата (в который тогда входила и Русская Православная Церковь) 1180 года. Собор установил, что у мусульман нечестивое представление, что Бог — «цельнокованный», это идол. Мы такому Богу не можем поклоняться.

Ответ:

Мусульмане считают, что поклоняются тому же Богу, что и христиане и иудеи, ибо Бог — один, а вероучения могут отличаться: «Скажите: “Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему”» (Коран, 2:136).

Что касается христиан, то действительно, сначала Вселенский патриархат провозгласил анафему «Богу Мухаммада», что вызвало шок у многих. Но затем это положение было частично изменено на  Константинопольском соборе 1180 года.

Самое удивительное в этой истории то, что византийские переводчики — намеренно или по немощи — перевели арабское слово «самад» из суры «Аль-Ихляс» как «цельнокованый». И именно это стало основанием для вынесения анафемы «Богу Мухаммада»!

Конечно, слова рождались в быту для обозначения житейских вещей, и житейский перевод арабского слова «самад» в отношении кованных вещей как «цельнокованый» возможен. Но смысл этого слова заключается не в слове «кованный» (это совсем другое слово), а в слове «цельный». Сам Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) объяснял это понятие так: «В нем нет пор (пустот)». То есть это абсолютная цельность, не допускающая иного.

Это одно из центральных понятий мусульманского богословия. Его переводят как Самодостаточный, это одно из 99 имен Аллаха, а некоторые богословы полагают, что оно по своей глубине и всеохватности включает в себя все остальные имена. Имя Бога «Самад» наряду с «Один» («Ахад») означает одновременно и Его недосягаемость для тварного мира («трансцендентность»), и Его всепроникающее вездесущие («имманентность»), без которого все сотворенное мгновенно прекратило бы существование.

Согласно православному учебнику, император Мануил I Комнин оказался просвещенным человеком и повелел изъять кощунство из богослужения, однако христианские иерархи воспротивились императору, получив за это от него название «всесветных дураков» (так в учебнике для семинарий). Но под давлением «помазанника Божьего» они все же изъяли формулу проклятия Бога, заменив ее анафемой самому Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) и всем его последователям, и всему его учению, сохранив, однако, упоминания о «цельнокованном боге» в текстах богослужений, в частности, в чине отречения от Ислама:

«Отрицаешилися всех льстивых и хульных учителей турецких, и всех богохульных и бл..ивых басней Мухаммедовых, и по нем бывших всех, яже суть о боге некоем всекованном… и яко богомерзка проклинаеши ли их?».

Схожее отношение к Исламу господствовало и на Западе, однако в 1965 году II Ватиканский собор самой большой и авторитетной христианской церкви — Римско-католической — принял Декларацию «Nostra aetate», а затем внес и соответствующие изменения в вероучительные документы, где было ясно подчеркнуто, что христиане и мусульмане верят в одного Бога.

Согласно Декларации, «Церковь также с уважением относится и к мусульманам, которые поклоняются единому Богу, живому и сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, Который «говорил к людям». Его установлениям, даже сокрытым, они всей душой стремятся подчиниться, как подчинился Богу Авраам, к которому мусульманская вера с радостью себя относит. …Они ожидают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и прославляют Бога, особенно молитвой, милостыней и постом.

Несмотря на то что в течение веков между христианами и мусульманами не раз возникали раздоры и вражда, Священный Собор призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремится к взаимопониманию, а также к тому, чтобы совместно защищать и укреплять ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу».

Протестантские общины делятся на две группы, тяготеющие либо к православной, либо к католической позиции.

В 2007 году 138 авторитетных мусульманских ученых из разных стран мира обратились к христианским лидерам с предложением положить в основу взаимоотношений принципы любви Бога к человеку и человека к Богу, а также людей друг к другу. Православная церковь может ответить на это предложение только в случае пересмотра канонов Вселенского патриархата 1180 года в духе Второго Ватиканского собора, то есть признания, что мусульмане и христиане верят в одного Бога. На сегодня указанные каноны являются действующими для большинства православных христиан, принадлежащих к поместным церквам, получившим бытие от Вселенского патриархата после 1180 года. Мусульмане же считают, что веруют в одного Бога с православными христианами.

Рассказы об Абу Ханифе

Средневековые биографии Абу Ханифы значительной частью состоят из историй про величайшего предстоятеля. Все эти истории крайне поучительны и преследуют, как правило, апологетические цели. Они имеют огромную историческую ценность, так как в них отражены представления мусульман о своем прославленном учителе, по сей день остающемся для своих единоверцев непревзойденным эталоном учености и праведности.

Усман — не иудей

В Куфе некий человек, по всей вероятности, крайний шиит, решил опорочить доброе имя Усмана ибн Аффана, назвав его иудеем. Прознав об этом, Абу Ханифа немедля отправился к хулителю.

— Я пришел сосватать твою дочь, — обратился он к нему, желая как можно быстрее угомонить сквернослова.

— За кого?

— За одного благородного человека, богатого, знающего наизусть Божью Книгу, щедрого, того, кто ночь проводит в молитвенном поклоне и много плачет от богобоязненности…

— Абу Ханифа, этого уже достаточно!

— Но я описываю лишь качества.

— Чьи же?

— Иудейские.

— Боже свят! Ты что же, хочешь, чтобы моя дочь вышла замуж за иудея?

— А ты не выдашь?

— Нет!

— А вот Пророк выдал за «иудея» двух своих дочерей[1]!

— Боже, прости меня! Я каюсь пред Тобой, — воскликнул тот.

Мы ищем убежища

Когда хариджиты вторглись в Куфу, Абу Ханифа вел в мечети свои занятия. «Не расходитесь!» — сказал он своим ученикам. Пришли хариджиты, встали над ними и спросили:

— Кто вы?

— Мы, — ответил Абу Ханифа, — те, кто ищет убежища у Всемогущего и Великого Бога, который говорит: «А если кто-нибудь из многобожников попросит у тебя убежища, то приюти его, дабы он слышал Божьи слова. А затем отведи его в безопасное для него место» (9:6).

— Не трогайте их! — сказали хариджиты. — Читайте им Коран и отведите их в безопасное для них место.

Абу Ханифа запрещает богословие

Абу Ханифа не дозволял сыну заниматься богословскими диспутами. Негодующий сын спросил:

— А разве не вы нам повелевали это?

— Да, я, — ответил Имам, — но сегодня я запрещаю тебе!

— Почему?

— Сынок, все те, кто спорит в вопросах богословия (калам), придерживались одного учения и одной религии, пока сатана не поссорил их и не посеял между ними вражду и разногласия. Мы собирались [для богословских дискуссий и вели на них себя так осторожно], будто бы над головами у нас парили птицы. Но сегодня я узнал, что некоторые люди богословствуют и смеются над богословием. А если кого заботит лишь то, чтобы с помощью подлости одолеть своего оппонента и опозорить его, то богословский диспут в этих рамках лишен всякого блага!


[1] Усман был женат на двух дочерях Пророка, за что и получил эпитет зу-н-нурайн – «обладатель двух светочей», «двусветный».

05.02.2008

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №4 (53),

26 – 31 января 2008 — с. 5.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.