закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Является ли «хитрость» атрибутом Аллаха?

Мы продолжаем серию публикаций в рамках рубрики «Апологетика Ислама». Автор и ведущий рубрики — доктор философских наук Али Вячеслав ПОЛОСИН — в форме вопросов и ответов помогает выработать аргументированную точку зрения касательно исламской теологии.

Часто немусульмане задают вопрос: «В Коране Аллах назван “лучшим из хитрецов”. Кроме того, говорится, что он “издевается”, “насмехается” над людьми. Разве такие качества, как издевательство и хитрость, могут подходить Богу? Разве не в этом кроется то, что у мусульман Бог предстает слишком человекообразным, антропоморфным, причем на него проецируются далеко не лучшие качества человека?»

Ответ:

В Коране называются 99 имен Аллаха, а также множество Его качеств (по-арабски: «сыфат»). И таких имен и качеств Аллаха, как «Хитрец» и «Насмешник», в Коране нет. Проблема возникла скорее с толкованием смысла, включая переводы на другие языки. Итак, рассмотрим два коранических аята:

1) «И когда они встречают тех, которые веровали, они говорят: “Мы уверовали!” А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: “Мы ведь — с вами, мы ведь только издеваемся”. Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо!» (Коран, 2:14—15; перевод Крачковского).

По контексту, речь идет о лицемерах, которые по внешности выдают себя за мусульман, а на самом деле являются многобожниками. Сказав мусульманам в лицо ложь, затем, оставшись наедине друг с другом и с джинами, которым поклоняются многобожники через посредство идолов, они оправдываются перед своими «богами», говоря, что просто насмехались над мусульманами.

Слово «издевательство», приведенное Крачковским, крайне неудачно: слово «издеваться», как и «дразнить», означает такое действие, при котором объект непосредственно воспринимает обиду, унижение, вред. В этом и состоит смысл издевательства, чтобы сделать унижение явным, демонстративным. Однако по тексту Корана все наоборот: лицемеры изображают себя в глазах мусульман такими же благочестивыми и только за глаза потешаются над ними как над глупцами. Это «притворство для потехи», и для такого состояния лучше подходит слово «насмехаться», ибо можно изображать в глазах мусульман то, чего нет, а за глаза высказывать в их адрес высокомерное осуждение и смеяться над ними — дескать, вот как мы их обманули, ведь на самом деле мы с шайтанами, а не с Аллахом!

И вот ответ на такое поведение лицемеров: «Но обратит Аллах насмешки против них» (перевод В. Пороховой, единственный правильный в отношении этого аята). Аллах говорит, что обратит их насмешки против них. Смысл вполне может быть выражен известной поговоркой: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», и смеху лицемеров не быть хорошим.

2) Другой аят входит в изложение истории Иисуса (мир ему):

«”Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Так поклоняйтесь Ему: это и есть прямой путь”. Когда Иса убедился в их неверии, он спросил: “Кто помощники мои пред Аллахом?” Апостолы ответили: “Мы — помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Засвидетельствуй же, что мы — предавшиеся [Аллаху]. Господи наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Так зачисли же нас в число признающих [истинную веру]”. Иудеи хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — самый совершенный из хитрецов. Иудеи хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — лучший из хитрецов» (Коран, 3:51—54).

Само по себе слово «хитрость» не несет заведомо отрицательного оттенка, оно приобретает его только в определенном контексте. А в древнеславянском языке, используемом православной церковью, слово «хитрость» в позитивном смысле используется и в приложении к Иисусу Христу (мир ему): «В ирмосе 7 гласа воскресного канона (православное песнопение) есть такие слова: “Нетления искушением рождшая и Всехитрецу Слову плоть взаимодавшая”. В этой молитве, обращенной к матери Иисуса Марии, ее называют давшей взаймы плоть “Всехитрецу Слову”. Под этими словами православные богословы подразумевают, что Христос обманул дьявола, сойдя в ад.

Дьякон Андрей Кураев в своем сочинении “Таинство искупления” пишет о таком толковании: “Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику…”. Далее Кураев приводит еще один богослужебный текст 3-й молитвы на вечерне Пятидесятницы, где Иисус (как Бог, по христианскому представлению) представляется даже льстецом: “Начало злобного и глубинного змия богомудростным льщением уловивый”» (Цитата по: В. Сохин. Рецензия на учебник по сравнительному религиоведению для православных школ).

Тем не менее, хитрость — качество только сотворенных существ, желающих компенсировать естественный для них недостаток информации и могущества как бы «обходным», оригинальным, неожиданным для всех путем. По отношению к Творцу, Всезнающему и Всемогущему, это понятие неприменимо.

Итак, почему же в Коране использованы слова, которые, с одной стороны, отнесены к Аллаху, а с другой — явно не являются Его атрибутами? На этот вопрос прекрасный ответ дает шейх Мухаммад Садык, авторитетный богослов из Узбекистана. «В арабском языке есть правило, именуемое “мушакала” — “быть похожим по форме”. Когда в оборотах речи, различных по смыслу, используются одинаковые слова, это и называется “мушакала”. Слово “макр”, переведенное как “хитрость”, может означать и “мероприятие”. Сыны Израиля замыслили свое “хитрое” мероприятие, сделали свой расчет планов против Иисуса, но Аллах воздвиг на их пути Свой план, Свой расчет, Свое мероприятие. План Аллаха не есть хитрость в человеческом смысле, ибо Самодостаточный не нуждается ни в чем дополнительном для реализации Своей воли, превелик Он и преславен, Его желание реализуется абсолютно, мгновенно и беспрепятственно.

Аллах использовал слово “макр” по отношению к Себе по правилу “мушакала”, то есть, это сравнение величайшего, абсолютного с малым и ничтожным призвано оттенить все безумие попытки врагов Иисуса (мир ему) что-то рассчитывать и хитрить против воли Всезнающего и Всемогущего».

Таким образом, хитрость, насмешки и издевательство — качества, не свойственные Аллаху. Эти и подобные качества могут быть присущи только сотворенным существам. Хитрость и насмешки, которые использовали лицемеры для глумления над мусульманами, считая их ниже себя, оказались на самом деле их глумлением над самими собой, ибо их расчеты и планы против воли Всеведущего и Всемогущего смехотворны. Смысл слов Аллаха по этому поводу: Аллах неизмеримо выше самой изощренной человеческой хитрости и расчетов, и попытки Его обмануть Он обратит против тех, кто предпринимает.

Али Вячеслав ПОЛОСИН,
доктор философских наук

19.02.2008

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 56,
15 – 21 февраля 2008 — с. 5.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.