закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Апологетика Ислама: Почему в Исламе нет таинств «соединения с Богом»?

Вопрос: В церкви много красивых богослужений, торжественное пение, красивейшие иконы. Но главное — у нас есть великое таинство причащения человека пресвятых Тела и Крови Христа-Бога. Через святое Причастие верующий человек соединяется с Богом, становится частью Бога по благодати. В этом вся суть христианских богослужений и молитв, ради этого все и делается. Происходит обожение человека. Есть ли что-то подобное в Исламе? Нет! Значит, даже если вы по вашей вере стараетесь исполнять Божьи заповеди, все это остается бесплодным, ибо между Богом и вами — непроходимая пропасть! А мы из рабов Бога делаемся Его детьми по благодати, потому что в таинствах причащения тела Бога Он реально входит в нас.

 

Ответ: Ритуал — это воспроизведение людьми какой-то важной для них истории в символических жестах, действиях и словах, его цель — это единение отдельных личностей с группой, общиной, обществом, государством, сплочение вокруг общих ценностей.

Ритуал ближе к простому человеку, чем книжная информация, поскольку не требует ни образования, ни вообще грамотности — его информация менее рациональна, но зато более художественна, образна и близка каждому.

Религиозные ритуалы, культы напоминают о какой-то священной истории, которая воспитывает и объединяет участников вокруг важной цели. Мы не относим к ритуалам личную молитву (дуа) — личное обращение человека к Богу, поскольку живое общение личности со своим Создателем зависит не от каких-либо человеческих установлений и символов, а только от намерения самого человека и от воли Всевышнего.

Чтобы понять, чем мусульманские ритуалы отличаются от остальных, рассмотрим сначала ритуалы других религий. Все языческие ритуалы имеют целью возбуждение веры в то, что потусторонние существа (боги, духи, богочеловеки, человекобоги) здесь, на земле, видимым образом замещаются служителями культа, которые выступают от их имени и с их полномочиями. Участники верят в то, что потусторонние существа и силы присутствуют рядом и могут вселяться в служителей этого культа, в пищу и питие, в предметы культа, что они могут по воле или по ходатайству служителей культа вступать в реальное общение с верующими и оказывать сверхъестественное воздействие. Тем самым, служители культа оказываются необходимыми посредниками между простыми верующими и потусторонним миром.

Поскольку сами потусторонние существа невидимы, оказывается необходимым понятие «таинства», «тайнодействия» — это точный перевод на русский язык греческого слова «мистерия». Мистерия, таинство — это такой ритуал, в котором, по убеждению его участников, видимые действия служителей культа являются точным символическим отражением невидимых, но реально и одновременно совершаемых действий потусторонних существ в их мире, как бы в параллельном мире («на том свете»).

Чтобы создать впечатление, что боги реально снизошли и находятся среди людей, служители культов всегда старались придать своим ритуалам таинственность, пышность, величавость, архаичность. Три знаменитые египетские пирамиды были покрыты глазурированной плиткой, которая ослепительно сияла на солнце, производя неземное впечатление. Сами жрецы носили сияющее облачение, украшенное множеством загадочных религиозных символов. Дикому кочевнику с караваном, наверное, было трудно пройти мимо и не обратиться к жрецам за благодатью богов, сотворивших такое «чудо света»!

Первой особенностью языческих ритуалов является то, что совершители ритуала — профессиональные служители культа — являются посредниками между человеком и иным миром, и без них недопустимо совершать культ ни при каких обстоятельствах!

Второй особенностью языческих ритуалов является использование в ритуале величественных образов потусторониих существ, как бы необходимых для схождения в них божества, что превращает богослужение в мистический и одновременно пышный и торжественный ритуал.

Человек, не имеющий и не ищущий истинных знаний из откровения Самого Творца, начинает фантазировать о Нем по аналогии с собой, используя для наглядности собственные качества и возводя их в превосходную степень. И если человек начинает думать, что Бог действительно похож на человека, только лучше и сильнее его, то велика опасность придания всемогущему Творцу свойств, присущих тварному существу.

Собственно, основу язычества и составляет попытка придать Творцу какие-нибудь образы по аналогии с человеком, животными, пресмыкающимися, птицами, а затем поверить в то, что Он будет являть Себя в Себе подобном. Всеведущий Творец запретил Своим созданиям использовать какие бы то ни было образы в молитвах и обращениях к Нему: «Не проводите же подобий, относящихся к Аллаху» (16:74).

Когда человек начинает мыслить о своем Творце по аналогии с самим собой, он неизбежно начинает приписывать Ему чисто человеческие слабости и недостатки. И один из них — это мысль, что Бог может нуждаться в чьей-то помощи, чьих-то советах, чьих-то культовых действиях. И это — путь к многобожию.

Отсутствие веры во всемогущего Бога порождает в человеке внутренний страх перед неизвестностью и осознание собственного бессилия. Суеверный человек начинает искать реальное, хотя бы и скрытое (мистическое) присутствие потусторонних, сверхъестественных сил в реальных земных вещах, предметах, существах, т. е. в своем сознании низводит божество на землю и наделяет его земными свойствами, более того — стремится подчинить его своим потребностям и желания — своей воле.

Суеверие — это вера в реальное присутствие божества, иных потусторонних существ или некой сверхъестественной силы в телах людей, в животных, птицах, змеях, растениях, в природных и рукотворных предметах, включая изображения живых или умерших существ, а также вера в возможность изменять естественный ход событий посредством особых, «правильно» совершенных ритуалов.

На бытовом уровне суеверие может выразиться, например, в том, что человек побоится идти по улице, если перед ним перебежала дорогу черная кошка. Или посчитает, что лучше сдаст экзамен, если встанет «с той ноги» да еще подложит монетку себе под пятку в башмак. Или же посчитает, что этой же цели поможет ритуальное зажжение свечи в честь какого-либо духа или легендарного человека. Суеверие ведет человека к наихудшему из всез грехов — к магии.

Магия — это вид культа, основанный на суеверии и совершаемый изначально с целью исполнения желания заказчика путем принуждения потусторонних существ воле совершителя ритуала — медиума, мага, колдуна, жреца. Специфика магии — в принудительном характере получения сверхъестественной силы. Это худший из видов ширка — служитель культа придает в компаньоны Аллаху самого себя!

Даже на подсознательном уровне магия не обращена к Творцу вселенной и ищет себе покровителя в нижестоящих силах, что открывает широкий путь к демонизму, сатанизму, т. е. к сознательному общению с дьяволом, если человек верит в его способность принести какую-то практическую пользу. Сатанизм — это разновидность магии, в которой человек вполне осознанно отвергает веру в Бога и изъявляет покорность потусторонним силам, которые заведомо ассоциируются с богоборчеством и человеконенавистничеством.

Между тем вера во Всемогущего требует от человека противоположного — покорности своему Создателю. Это и была первая заповедь Творца первому человеку Адаму. А помимо исполнения заповедей, норм Закона Божьего, включая и регулярное напоминательное поклонение Аллаху, требуется еще и живая связь — молитва, дуа, и зикр — постоянное поминовение своего Создателя, которое отвращает нас от беззаконных поступков. Пышные ритуалы способны только вытеснить собой память о Творце, живую связь с ним. Поэтому и в Евангелиях Иса (Иисус), мир ему, говорил:

«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу (Богу) твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:5–8).

Поэтому и в древнем Христианстве люди молились в домах и пещерах, а когда в IV веке н.э. началось создание пышных имперских ритуалов, наиболее чуткие верующие предпочитали уходить в пустыни, чтобы ничто не отвлекало человека от живого общения со Всевышним. Поэтому и мусульманам естественно обращаться к Аллаху в простоте, без лишней пышности и торжественности. 

Что же касается ритуалов «соединения с Богом», «причастия божества» и т.п., то все они имеют очень древнее происхождение. Если нет в человеке сильной веры, то он, вместо того чтобы более сосредоточенно молиться и исправлять нравственную основу своей жизни, начинает искать того, чтобы в силу «правильно» совершенных служителем культа священнодействий вынудить божество как бы соединиться с собой по природе, по естеству.

В «Египетской книге мертвых» говорится: «О вы, божественные духи! Произнесли ли предо мной вы такие слова: “Пусть участвует он в Вечной Жизни, причастившись священных хлебов Геба!”? Хлеб причастия моего будет из белой пшеницы, причащаться я буду напитком из красной пшеницы».

В книге мага Зардушта (Зороастра) воплощенный бог Митра говорит своим ученикам: «Кто ест мою плоть и пьет мою кровь, остается во мне, и я остаюсь в нем».

Мусульманский ритуал не может ставить цель воздействовать на Аллаха так, чтобы вызвать Его из того мира в этот и принудить вселиться в какой-либо предмет. Для мусульманина неприемлемо даже думать о том, чтобы пытаться принуждать Бога соединяться с собой «в силу совершенного действия». Аллах всемогущ и всеведущ, Он Сам лучше нас знает, кого простить из раскаявшихся грешников, и как облагодетельствовать Своих верных рабов и дать им то высшее, ради чего Он их и создал. Кто может помешать Всемогущему? И кто может помочь Всеведущему?

 

Али Вячеслав ПОЛОСИН

 

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №73 (14-20 июня 2008),стр.4.

 

18.06.2008

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.