закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Краеугольная основа изменения нравов

Изменение нравов – это подражание по мере сил тому, чем характеризуется эталон, и благодаря приверженности ему. Остановимся подробнее на всех трех элементах данного определения – эталоне, приверженности и подражании.

 

Эталон

 

Основным качеством нравственности является наличие высших ценностей, на которых она строится. Определение ценности – должная истина, достижение которой желаемо, а не та практическая истина, что оказывается не более, чем плодом категорического утверждения. Отсюда ценность нуждается в существовании примера, в котором бы эта ценность наилучшим образом воплощалась. Правдивость, например, предполагает существование эталона, бытие которого свидетельствует о наличии у него правдивости, поэтому правдивый и надежный человек является эталоном ценности и правдивости. И чем более совершенен эталон, тем больше в чести данная ценность, так что если эталон достигнет предела совершенства, то же самое происходит и с ценностью, носителем которой он является. Милостивый же в своей высшей точке есть Всемилостивый, Который и оказывается наивысшим эталоном для соответствующего понятия.

 

Приверженность

 

Поскольку нравственная ценность неразрывно связана со своим эталоном, постольку тому, кто ее требует, прежде всего, представляется не ее умозрительное значение, то есть некий абстрактный, идеальный эталон, но тот совершенный эталон, о котором он когда-либо слышал.

 

Отсюда его связь с ценностью непременно ассоциирована с ее практическим, реальным эталоном. Ясно, что подобная связь может относиться лишь к тому роду связи, что возникает только между живыми сущностями, и предстает не абстрактным умозрением, а стремлением к персонифицированному эталону как конкретному высшему образцу, не мечтой об отдаленной встрече с ним, но уверенностью в его близости. То есть связь с эталоном оказывается в основе своей связью перманентного сближения, которая непременно сопровождается укреплением приверженности образцу, к которому стремишься. Таким образом, взыскующий нравственной ценности должен обязательно желать состояния приверженности эталону. Без соблюдения такого условия он рискует или вообще не достичь его, или в лучшем случае добиться скоропреходящего успеха, или даже прийти к результатам, противоположным исходным ожиданиям.

 

Такая приверженность разделяется на множество подвидов, меняющихся в зависимости от изменения подразумеваемого эталона, который может быть представлен тем или иным объектом. Эталон посланничества выше ступенью, чем эталон пророчества, а эталон пророчества выше ступенью, чем эталон сподвижничества и т. д. Более того, в каждом из подобных эталонов мы находим свои уровни. Например, эталон посланничества разделяется на уровни, одни из которых превосходят другие. И поскольку совершеннейшим эталоном милосердия является Всемилостивый, тот, кто захотел бы украсить себя им, должен прибегнуть к приверженности Всевышнему Аллаху. Но поскольку этот святейший эталон находится вне какого бы то ни было олицетворения и уподобления, то всякому народу Он послал эталон из их же числа, а всем людям вместе послал эталоном Пророка Мухаммада (мир ему), в подтверждение речения Всевышнего. Поскольку приверженность человека ниспосланному эталону имеет не одну, а множество ступеней, то и степень его приверженности самому Божественному эталону, то есть Всевышнему Аллаху, зависит от степени его приверженности высшему человеческому эталону, то есть милосердному Посланнику (мир ему).

 

Подражание

 

Как только человек достигает приверженности эталону, перед ним открывается путь подражания его нравам. Этого можно достигнуть, однако, только одновременно с достижением знания, поскольку речь идет не просто о восприятии мыслей эталона и следовании преданию о нем, но и о деятельной позиции человека в подражание его делам. А также об обычаях, которые он возрождает, следуя воле Всевышнего. Такое доступно человеку только, когда он начинает всматриваться в деяния эталона и размышлять над их последствиями, приходя на такой основе к выработке критериев измерения степени нравственности своих дел и их последствий. При этом необходимо различать «верный путь» и «путь». Всякое следование эталону есть верный путь, поскольку идущий следует заповедям эталона. Однако не всякий путь обязательно является следованием эталону; ведь даже следуя заповедям эталона, не всегда можно лицезреть свои дела воплощенными. Отсюда верный путь – понятие более общее, а следование простому пути – понятие более частное.

 

Всякий раз, когда увеличивается приверженность человека эталону, увеличивается и сила его следования пути, что приводит его ко все более глубокому познанию ценности, представленной эталоном, ко все более ясному и благотворному ее отпечатку в его душе. А поскольку приверженность Божественному эталону, как было сказано выше, зависит от приверженности эталону пророческому, постольку подражание нравственности Божественного эталона зависит от подражания нравственности пророческого эталона. Вот почему по мере приверженности человека милосердному Посланнику (мир ему), он получает свою долю от его благородного милосердия. И от этой доли будет зависеть его доля от величайшего милосердия, которое излучает имя Всемилостивый. «И удел раба Аллаха от имени Всемилостивый, – как пишет аль-Газали в своем замечательном прозрении, – чтобы Он миловал беспечных рабов Всевышнего Аллаха и обращал их от пути беспечности к Аллаху увещанием и советом, путем мягкости, без насилия, и чтобы взирал Он на мятежных оком милосердия, а не оком гнева...».

 

Аль-ваджибат ар-рахмийя, с необходимостью вытекающие из краеугольной основы изменения нравов

 

А теперь я перейду к тому аспекту аль-ваджибат ар-рахмийя, что имеет прямое отношение к теме обновления обществ. Первая сторона многогранного аспекта аль-ваджибат ар-рахмийя, непосредственно объединенного с изменением нравов, формулируется мной следующим образом: «Будем видеть в повелениях Всевышнего проявление Его милости, а не гнева». Повеления, адресованные Божественным эталоном к своим творениям, свидетельствуют о Его милосердии к ним во многих отношениях. Например:

 

A) Эти повеления оказались донесены при посредстве самого человека. Ибо Всемилостивый избрал из самих же людей тех, кто передавал бы их им.

 

Б) Те, кого Аллах избирал, чтобы они доносили Его Послание, никогда так не ощущали проявления Его милосердия к себе, как тогда, когда Он поручал им Свою миссию и когда они начинали проповедовать своим народам. Это показывает то, что Он, удостоив их Своей величайшей милости, сотворил их одновременно и образцами, по пути которых надлежит следовать созданиям.

 

B) Содержание Божьих повелений состоит из нравственных ценностей и духовных идей, возвышающих человека до степеней близости к Высочайшему эталону. Но может ли быть что-либо милосерднее по отношению к человеку, чем постоянное возвышение его человечности!

 

Вторая сторона аль-ваджибат ар-рахмийя формулируется мной следующим образом: «Изберем для уяснения понятия милосердия путь активных деяний и размышлений, уходя от пассивного созерцания». Современникам необходимо возвысить свой разум от ступени созерцания до ступени размышления. Дефиниция мышления заключается в том, что разум устанавливает связь с внешними и объективными причинами вещей. Такое простое установление связи, как отмечалось выше, не ограждает обновление, или модернизацию, от фрагментарности, влекущей за собой известные трудности и даже катастрофические переломы. Дефиниция же размышления заключается в том, что разум не просто устанавливает связь с внешними и объективными причинами вещей, но еще выявляет и скрытые цели и ценности, за которыми они стоят. Отсюда размышление обязательно предполагает установление следственно-причинных связей между лежащими на поверхности причинами и скрывающимися за ними внутренними целями. Применительно к теме такими целями оказываются как раз различные стороны милосердия, которые и служат глубинными основаниями соответствующих побудительных причин и призывают к активным деяниям и размышлениям.

 

Третья сторона аль-ваджибат ар-рахмийя формулируется мной следующим образом: «Изберем для изменении наших нравов путь сходства с деяниями Всевышнего, а не путь уподобления нравам человека, который навязывался бы Всемилостивому». Так как ступень мышления человеческого разума связана с внешними проявлениями вещей, то она впадает в сопоставление деяний Бога и Его атрибутов с действиями творений, обосновывая их сущностью человека, а не сущностью Всемилостивого. Мышление приписывает Аллаху не свойственные Ему человеческие черты, как, например, переживания, или то, что недостойно Его Священного Величия. И закрывает врата представлению о чертах, несуществующих в человеке, которые свойственны Богу. Они ослабляют высокие помыслы, и отбивают у него стремление к совершенству, давая возможность помещать самого себя на место эталона. В итоге ступень нравственного эталона начинает приписываться нижайшему, а не Высочайшему.

 

В то же время разум подсказывает о противоположном, ставя в основу нравственности сущность Всемилостивого, а не сущность человека, так что эталоном становится Всемилостивый, а не человек, из чего следует, что от современников требуется возвышение нравственности. А это требует:

 

Во-первых, постоянного размышления об имени «Всемилостивый», ибо оно есть погружение разумом в Его ценности, заложенные в Его творениях.

 

Во-вторых, приверженности качеству милосердия, которым Всемилостивый осеняет все, поскольку ее плодом является усиление ощущения близости не только между всеми людьми, но и между всеми живыми существами, между людьми и всякой вещью, что объемлет Божественное милосердие, включая даже неодушевленные и неорганические вещи.

 

В-третьих, необходимость приложения всех сил к тому, чтобы становиться милосердными в каждом деянии, поскольку именно такая направленность наших усилий делает наше милосердие к другим соразмерным по своим формам и объемам их потребностям в конкретных условиях и обеспечивающим соблюдение их прав на него, подобно тому, как близкий родственник соблюдает права родственника.

 

Таковы основные свойства категории аль-ваджибат ар-рахмийя, следующие из принципа взаимного милосердия и позволяющие идти путем верного обновления. Если определено, что милосердие – это проявление Всевышнего, а изменение нравов в соответствии с ним – это изменение нравов согласно имени Всемилостивого, то имя «Всемилостивый» как раз и оказывается тем именем, которое дает силы современному обновлению. Благодаря внесению нравственного начала исчезнет угроза уничтожения наследия со стороны модернизации, поскольку будет приниматься в расчет, что одна из ценностей заключена в поддержке силами прошлого, воплощенными в памяти. А сохранение памяти – это ценность, которая приносит человеку стойкость от потрясений. Исчезнет и опасность уничтожения природы, ибо будет по-настоящему понято, что одно из назначений ее – поддержать человека теми силами, которые называют потомством. А сохранение потомства – это ценность, приносящая человеку спокойствие, свободное от страха. Наконец, исчезнет опасность и уничтожения родной почвы, родного пространства со стороны модернизации, потому что будет понято, что одно из их назначений – упрочить современного человека силами настоящего, воплощенными в сохранении его идентичности через сохранение родной почвы. Идентичность же – это ценность, которая приносит этому человеку постоянство, не поддающееся растерянности и потерянности. Одним словом, человек, принадлежащий обновлению нравственному, есть человек стойкий, спокойный и постоянный.

 

Таким образом, можно сказать, что не основанная на нравственном обновлении модернизация не может не избежать разного рода опасностей и катаклизмов. Только обновление, основанное на нравственности, в состоянии стать универсальным новаторским поведенческим проектом – право, базирующееся на принципе взаимоотношений родного с родным. И вовсе неудивительно, что такие принципы и основания для подлинно нравственного обновления мы находим именно в исламской религии – религии милосердия, пророком которой был Пророк Мухаммад – Пророк милосердия. Ее исходный принцип взаимного милосердия воплощается, в частности, в универсальной взаимной ответственности аль-ваджибат ар-рахмийя, ставшей предметом нашего анализа. Реализация этого – непременный императив для тех, кто стремится к построению общества, в котором совокупность всех возможных отношений, включая не только взаимоотношения людей между собой, но и их отношения с окружающей их живой и неживой природой, будут отношениями между родными, которые близки не только по отношению друг к другу, но и по отношению к Аллаху в Его бесконечно милосердном облике. И взаимные обязанности среди них будут тогда теми, что связывают родных, а не теми, что устанавливаются при взаимоотношениях между чужими. И если современный мир хоть в какой-то мере мечтает стать единым человеческим сообществом, так пусть же его члены займутся обновлением своего чувства близости одних к другим, а не его модернизацией, очищенной от милосердия.

 

Таха Абд ар-Рахман, профессор (Рабат)

Продолжение

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.