закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Взаимное милосердие

Если тщательно исследовать истоки, место и значение аль-ваджибат ар-рахмийя в исламской культуре, то выяснится, что они базируются на некоем общем принципе, который можно сформулировать следующим образом.

 

 

Все существа, несмотря на свое разнообразие, милосердны (йархаму) одни к другим, следуя сути имени Всемилостивый (ар-Рахман). Этот принцип включает в себя три краеугольных понятия: имя Всемилостивого (ар-Рахман), милосердие (ар-рахма) и его соблюдение. Каждое из этих краеугольных понятий порождает целый ряд аль-ваджибат ар-рахмийя, необходимых для придания обновлению этического начала.

 

Базовое понятие «Имя Всемилостивого»

 

Считается, что лексема исм («имя») – восходит к одной из основ: 1) либо к сима («знак», «символ»), и тогда имя – это символ, приписываемый означаемому объекту для различения его от других; 2) либо – сумувв («высота»), и тогда исм потенциально несет в себе вытекающие из базового понятия сумувв и органично связанные друг с другом производные от него понятия, связанные с квалификацией чего-либо по высоте – возвышенности – сравнительной значимости – отличительной ценности. Эти производные понятия проявляются в контексте исследуемой темы во всей своей полноте, особенно применительно к Прекрасным Именам Аллаха, дающим представление о высших ценностях. Отсюда под Именами более корректно, очевидно, понимать не только эпитеты для обозначения тех или иных сторон Аллаха. Так, например, имя аль-Азиз (Сильный) означает ценность силы, пребывающей в этой сущности. Имя аль-Кярим (Щедрый) означает ценность щедрости, пребывающей в ней. Отсюда смысл коранического речения, что у Аллаха лучшие из наилучших ценностей, а форма превосходной степени наилучшие указывает, что эти ценности вознесены над другими на абсолютную высоту, в силу чего наименьшее их количество предпочтительней любого количества иных, то есть не существует других ценностей, превосходящих их по степени.

 

Применительно к другим словам Аллаха (...и научил Он Адама всяким именам) из контекста аята можно сделать вывод, что его смысл: научил его всем отличительным ценностям, отличающим одни существа от других.

 

Особенности термина «Всемилостивый»

 

Термин «Всемилостивый» служит для передачи одного из первых имен Аллаха, поскольку в этом качестве по преимуществу проявляется суть Его созидательного действа, побудительным мотивом которого оказывается именно милость («рахма») Аллаха. Показательно, что в приводимом аяте «Всемилостивый» следует сразу после имени «Аллах», подобно тому, как это происходит в словах, с которых начинается весь Священный Коран. Ясно, что подобная последовательность призвана сообщить нам то, чего не сообщила бы никакая другая, а именно: качество милосердия предшествует всем остальным эпитетам Аллаха.

 

К сказанному уместно добавить, что имеется много священных аятов и благородных хадисов, подтверждающих, что в этом мире нет ничего, что не было бы следствием Божественного милосердия: (Господи наш, Ты объемлешь все своей милостью и ведением); (Начертал Господь ваш Самому Себе милость); (...скажи: «Господь ваш – Обладатель милости обширной»). А из хадисов можно отметить слова Посланника Аллаха (мир ему), сказавшего: «Когда сотворил Аллах творение, то написал в Книге Своей, что у Него над Престолом: “Милосердие Мое превозмогает гнев Мой”»; в другой версии: «Милосердие Мое опережает гнев Мой»; в третьей – «Милосердие Мое превосходит гнев Мой».

 

Взаимные обязанности категории аль-ваджибат ар-рахмийя, следующие из имени Всемилостивый

 

Теперь необходимо рассмотреть категорию аль-ваджибат ар-рахмийя, которые сопрягаются с именем «Всемилостивый», и которые могли бы в принципе лечь в основу обновления современных обществ.

 

Первую из них можно сформулировать следующим образом: «Будем неизменно помнить в душе, что отношение Всевышнего Аллаха к нам – это отношение милостивое, сущность которого неизвестна, но доподлинно известно о его наличии».

 

Его отношение к нам такого свойства, что здесь не могут применяться категории места, поскольку Аллах – вне места. Единственное, что можно сказать по поводу Его отношения к нам, это лишь то, что оно близкое, сущность которого в деталях не известна, но вполне известно, что оно захватывает существование человека во всей его целостности. И когда бы ни вспомнил человек, что отношение Милосердного к нему – это отношение близкое, не имеющее себе подобных, то внутри него крепнет чувство ответственности перед лицом нахождения перед Ним.

 

Вторая из взаимных обязанностей категории аль-ваджибат ар-рахмийя, выводимая из имени «Всемилостивый», могла бы быть сформулирована так: «Будем действовать в соответствии с ценностной связью, существующей между именами Всемилостивого и определением кровного родства (рахм)».

 

Всемилостивый отметил свое особенное отношение к аль-ваджибат ар-рахмийя, связав их название непосредственно со Своим Именем, о чем говорится в двух хадисах. Первый из них: «Всевышний Аллах сказал: “Я – Всемилостивый. Я установил аль-ваджибат ар-рахмийя и вывел для них имя из Своего имени», то есть их значимость, их ценность выводится из ценности Его Самого. Второй хадис: «Аль-ваджибат ар-рахмийя – как переплетенные корни, идущие от Всемилостивого».

 

Третья из взаимных обязанностей категории аль-ваджибат ар-рахмийя, выводимая из имени «Всемилостивый», формулируется так: «Будем придерживаться принципа согласия религий и наций, руководствуясь смыслом имени Всевышнего «Всемилостивый». Очевидно, что религии и народы, несмотря на свои различия, согласны друг с другом относительно понятия «Всемилостивый» и имеют для его языкового выражения соответствующие лексемы. Перед народами мира стоит вопрос – как достичь согласия в понимании «Всемилостивости» как синонима понятия «Божественность», и как следовать вытекающей из этого необходимости взаимного милосердия во взаимоотношениях друг с другом. Это тем более важно, если учитывать, что передача содержательного смысла Божественности через Всемилостивость приближает представление о ней самым разнообразным умам, а влияние ее делает более совершенным в душах. Поскольку нет ценности, следы которой человек обнаружил бы в своей жизни раньше ценности милосердия.

 

Краеугольная основа милосердия

 

Мы можем определить «милосердие» обобщающим образом как отношение между двумя сторонами – «милующей» и «той, которую милуют», – в котором характерным для последней является то, что она нуждается в милости, а для первой то, что она – стимул такой нужды.

 

Это отношение имеет определенные особенности:

 

а) Милосердие – зеркальное отношение. Дело в том, что милосердие того, кто его проявляет, связано не столько с другим, сколько также и с собой самим, начиная с удовлетворения его физических и духовных нужд. Только милуя другого, милующий становится по-настоящему милующим и по отношению к самому себе. Или другими словами, милостивый есть милуемый, согласно достоверному хадису: «Кто не милует, не будет милован».

 

б) Милосердие – переходное отношение. Оно имеет два аспекта. Первый связан с тем, что милующий того, кто милует в свою очередь другого, является милующим по отношению и к тому другому. Второй заключается в том, что в обычной ситуации милосердие со стороны одного должно вызывать ответное чувство со стороны другого, так что милующий становится милуемым, а милуемый – милующим. В одном из хадисов это квалифицируется как взаимное милосердие: «Правоверные во взаимной любви, милосердии и приязни своей подобны телу, у которого, если один орган испытывает боль, то остальные отзываются на это бессонницей и лихорадкой».

 

в) Милосердие – упорядоченное отношение. Всякий, кто ближе всех к милующему, наиболее достоин его милосердия. В первую очередь его заслуживают ближайшие родственники, затем родные в целом, затем соседи, потом те сограждане, которые следуют за ними, и так далее, пока милосердие не охватит все население Земли. Или, скажем короче, приоритет в милосердии – к ближайшему, в соответствии с кровнородственным долгом права близкого на близкого, не говоря уже о том, что милосердие (рахма) как проявление Всемилостивого (Рахим) имеет общее этимологическое происхождение с кровным родством (рахм).

 

Широко распространено ошибочно представление о том, что в милосердии нуждаются по преимуществу те, кого постигло горе или конкретный вред, из чего вытекает для милующих обязанность проявлять инициативу в отведении от них вреда. В действительности, милующие не ограничиваются отстранением беды от испытывающих лишения, но идут дальше, относясь с не меньшей сердечностью и к тому, кто бедам не подвергнулся, кто здоров и уверен. Таким образом, милосердие, начиная с помощи нуждающимся, непременно расширяет свой круг.

 

Другое ошибочное представление связано с тем, что милосердие, мол, должно сопровождаться чувством, смешанным с болью под воздействием состояния пострадавшего, вызвавшего милосердие.

 

Но в таком случае побудительный мотив милосердия сводится к стремлению отвести вред или боль от себя при ее отведении от другого. В действительности же, подлинное милосердие сопряжено с удовлетворенностью.

 

Утверждение универсальности принципа аль-ваджибат ар-рахмийя один из действенных путей избежать бед индивидуализма, эгоизма – то есть того, что оказывается плодом устремления индивида к своим частным потребностям при игнорировании целей других, причем речь идет обо всем мире, что нас окружает. Истинное милосердие связано со всей совокупностью живой и неживой природы. Как мы милуем своих родных, так же следует миловать и других. Наше милосердие ко всему окружающему нас благодарно возвращается к нам от всего того, на что оно было направлено нами. Отводя зло от всего, что нас окружает и, неся с собой добро, мы обеспечиваем всему живому и неживому благополучие. Окружающий нас мир не останавливается у границы только одностороннего восприятия нашего милосердия, но и неизменно возвращает нам его. И поскольку наследие, природа и пространство представляют часть этого мира, то нравственность человека в их отношении должна с необходимостью отличаться исключительным милосердием. И не только потому, что они так же близки к нему, как его близкие, и отсюда вменяют ему в обязанность уважение и почтение к себе, но и потому, что они всегда охватывали и продолжают охватывать его своей милостью, оказывающейся в конечном счете проявлениями Милосерднейшего из милосердных. Вот почему тот, кто милосерден ко всему, что образует окружающий мир, встречает в ответ еще большие милости, а кто не милосерден, тот уменьшает для себя милости. Таким образом, взаимное милосердие присуще не только людям в их отношениях между собой, но и их отношениям с окружающими их вещами. Признак тому – узы, существование которых мы ощущаем между собой и этими вещами, когда как бы исчезает граница между нашей духовностью и их материальностью, что особенно ощутимо в случаях очевидной угрозы их существованию, например, вызываемой загрязнением окружающей природной среды, угасанием наследия и дезинтеграцией пространства.

 

Милосердие – это не просто благо, стремиться к достижению которого надлежит всякому, но благо универсальное, распространяющееся на всех людей вместе взятых. По мере того как люди творят милосердие между собой, их сердца приходят в единство, а умы – в согласие. И поскольку мы постигаем, что взаимное милосердие не ограничивается лишь связями одних людей с другими, но обнимает все существа, звучащие и немые, движущиеся и неподвижные, постольку для нас становится понятным, что с универсализмом милосердия не сравнится никакой иной универсализм. Другие ценности, такие как справедливость, равенство, свобода, заимствуют свой универсализм из универсализма милосердия. И по мере приближения содержания любой из подобных ценностей к степени милосердия возрастает ее возможность обрести всеобщий характер для всего человечества. Отсюда же с необходимостью следует, что универсализм разума также произведен от универсализма милосердия как высшего универсализма. Но отсюда же становится понятным, что универсализм представлен не одной единственной всеохватывающей ступенью, но что у него много ступеней. Так, люди, даже согласившись относительно совокупности ценностей, не будут в равной степени согласны относительно всех из них.

 

Однако сила их согласия будет предельной относительно ценности взаимного милосердия, что отнюдь не препятствует различию милосердия и степеней его реализации на индивидуальном уровне, различию способов его приложения в различных обществах, как то отражают понятия: «порука», «солидарность», «сотрудничество», «взаимопомощь», «спаянность», «поддержка», «взаимопознание», «постоянство», «диалог», «взаимообмен», «признание», «уважение», «сосуществование», «соучастие», «партнерство», «гарантия», «обеспечение» и другие.

 

Таха Абд ар-Рахман, профессор (Рабат)

Продолжение

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.