закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Величайшее знание

Науке известно несколько богословских трактатов, возводимых к Абу­Ханифе. В их числе средневековый мусульманский историограф Ибн ан­Надим называет «Величайшее знание» (аль­Фикх аль­акбар), считающееся первым кратким изложением основных постулатов суннитского вероучения. Именем Бога, всемилостивого и милосердного!

    Основа единобожия и правильного вероисповедания заключается в словах: я верую в Бога, Его ангелов, Его книги, Его посланников, воскрешение после смерти; верую в то, что доброе и злое — [все] предопределено Богом; что Суд, Весы, Рай, Ад — все это истина.

    Бог один не в плане числа, но в плане того, что Он не сообожествляем. «Скажи: Он, Бог — Един, Бог — Вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (112:1–4). Он не схож ни с одним из Своих творений, и ни одно из творений Его не схоже с Ним.

    Он был и останется извечен со Своими именами и атрибутами — как самостными, так и оперативными. Самостные среди них: жизнь, могущество, знание, речь, слух, виденье, воля. А к оперативным [атрибутам] относятся сотворение, наделение пропитанием, водружение, создание, устроение и другие такие качества.

    Он был и останется извечен со Своими именами и атрибутами. Ни одно имя и ни один атрибут не появились в Нем со временем. Он извечно знающий через знание Свое, и знание [Его] — атрибут извечный; могущий через мощь Свою, и могущество [Его] — атрибут извечный; говорящий через речь Своей, и речь [Его] — атрибут извечный; Творец через сотворение Свое, и творение [Его] — атрибут извечный; действующий через действие Свое, и действие Его — атрибут извечный.

    [Подлинно] действующий — Бог, и действие [Его] — атрибут извечный. Объекты же действия — творения. А действие Бога не тварно. Его извечные атрибуты не появились со временем и не сотворены. Кто же говорит, что они сотворены или появились со временем, или хотя бы склоняется к этому, тот проявляет неверие перед Богом.

    Коран — речь Бога, записанная в свитках, хранимая в памяти, произносимая языком, ниспосланная Пророку. Наше произнесение Корана сотворено, наша запись Корана сотворена, наше прочтение Корана сотворено, но сам Коран не сотворен.

    Все, что Бог упоминает в Коране, рассказывая о Моисее и других пророках, о Фараоне, Иблисе [и о прочих событиях тварного и появившегося со временем мира], является речью Бога, повествующей о них. И хотя речь Моисея [в диалогах с Богом] и других творений сотворена [то есть появилась со временем], речь Бога — не сотворена. Коран — тоже речь Бога и тоже извечен в отличие от их речений.

    Моисей слышал речь Бога, ибо сказано: «И Бог говорил с Моисеем прямо» (4:164). [В этой беседе] Бог был говорящим еще до того, как заговорил с Моисеем, — так же как Он был извечно Творцом еще до сотворения творений. «Нет ничего подобного Ему! И Он — Всеслышащий и Всевидящий!» (42:11). Заговорив с Моисеем, Бог обратился к нему той речью Своей, которая составляет Его извечный атрибут, ведь все Его атрибуты отличаются от атрибутов творений. Он знает не как мы, может не как мы, видит не как мы, слышит не как мы, говорит не как мы. Мы говорим с помощью органов и букв. Бог же говорит без органов и без букв. Звуки сотворены, а речь Бога не сотворена.

    Он — нечто (шай), но не как все остальные вещи. «Нечто» означает признать Его, но без [приписывания Ему] тела, субстанции или акциденции, без предела, противоположного, равного или подобного.

    Есть у Него длань, лик, душа, ибо Самим Богом повествуется об этом в Коране. Однако длань, лик, душа, упомянутые Богом в Коране, суть атрибуты Его, [которые должно признавать] без конкретизации. Нельзя говорить, что «длань» Его есть Его всемогущество или милость, как считали кадариты и мутазилиты, ибо этим отрицается [Божий] атрибут. Длань Его — атрибут без конкретизации. Равно как и гнев Его и довольство — атрибуты Всевышнего, которые [должно признавать] без конкретизации.

    Бог сотворил всё из ничего. И Бог извечно был знающ предметы еще до их появления. Он — Тот, Кто их предопределил и предустановил. Все, что случится в этой жизни и жизни будущей, происходит лишь по Его воле, всеведенью, предустановлению и предопределению и тому, что записано Им в Святохранимой скрижали. Однако записано оно в смысле описания, а не решения (хукм).

    Предустановление, предопределение и воля [Бога] — извечные атрибуты, [которые должно признавать] без конкретизации. Бог знает несуществующее в состоянии его небытия как несуществующее и знает, каково оно будет, если придаст ему бытие. Бог ведает существующее в состоянии его бытия как существующее и ведает, каково будет его исчезновение. Бог знает стоящего как стоящего, когда тот стоит, а если он сядет, Он знает его как сидящего, когда тот сидит. При этом знание Его не меняется и у Него не появляется никакого [нового] знания: изменение и различие появляется лишь у Его творений.

    Бог сотворил творения свободными от веры и неверия. Затем гласил им, повелевая и запрещая. Кто стал неверным, то стал таковым в силу деяний своих, из­за отрицания и непризнания истины и в силу оставления его Богом без помощи Своей. Кто стал верующим, тот стал таковым в силу деяний своих, засвидетельствования и признания [истины] и в силу поддержки его Богом и Его помощи ему.

    Вывел Бог потомство Адама из чресл его в виде пылинок, наделил их разумом, гласил им, повелев веру и запретив неверие. Они же засвидетельствовали Его как Господа, что стало для них верой. С такой природой и рождаются люди. Кто, повзрослев, становится неверным, тот лишь изменяет и искажает [свое первоначальное естество]. А тот, кто становится верующим, лишь подтверждает и продолжает [свою врожденную веру].

    Никто из творений не принуждается [Богом] ни веровать, ни не веровать: Он не творит их ни верующими, ни неверными, но творит их [разумными] людьми. Вера же и неверие суть деяния, [стяжаемые самими] людьми. Бог знает неверующего как неверующего, который не верует. А если же он после этого уверует, Он будет знать его как верующего, который верует. Возлюбит его, при этом Его знание и атрибут не изменяются.

    Все деяния рабов Божьих, будь то действие или бездействие, по сути своей лишь стяжание того, что Бог сотворил. И все эти деяния — по воле Его, знанию, предустановлению и предопределению.

    Все богопослушания стали обязательными в силу Божьего повеления, сподоблены Его любви, угодны Ему и протекают в соответствии с Его всеведеньем, волей, предустановлением, предопределением. А все богоослушания протекают в соответствии с Его всеведеньем, предустановлением, предопределением и волей, но не сподоблены Его любви, не угодны Ему и не повелеваются Им.

    Все пророки чисты от малых и великих грехов, неверия и мерзостей. Они могли совершить лишь проступки и ошибки. Мухаммад — любимец Божий, Его раб, посланник, пророк и чистейший избранник — даже на мгновение ока не впадал в идолопочитание и сообожествление, ни разу не совершил ни малого, ни великого греха.

Из книги Рустама Батрова «Абу­Ханифа: жизнь и наследие»

Продолжение следует

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.