Об отношении канонического ислама к затворникам, ожидающим конца света
Мы обратились за богословским объяснением этого вопроса к имам-хатыбу Соборной мечети Нижнего Новгорода, преподавателю мактаба «Ихсан» Ахмету Ахмятовичу Абддуллину и получили следующий ответ:
— Одним из столпов веры является вера в пророков и посланников. Под этим подразумевается твердое убежденность в том, что Всевышний выбрал из среды каждого народа того, кто доводил до них следующее:
1) Суть веры, которая заключается в признании Всевышнего единственным Творцом всего и вся и единственным Божеством, достойным поклонения и не имеющего никого и ничего равного Ему, не имеющего сотоварища;
2) Божественные законы, необходимые обществу на определенном этапе.
В Коране сказано: «Мы отправили каждой общине посланника, чтобы он сказал: "Поклоняйтесь Всевышнему и сторонитесь идолов"» (Пчелы, 36).
Точное число посланников неизвестно. Однако в некоторых источниках можно встретить цифру 124. Всевышний так сказал об их численности: «И до тебя, Мухаммад, Мы посылали посланников. О некоторых из них Мы рассказали тебе, о других не рассказали». (Прощающий, 78).
Исходя из этого, мы с полной уверенностью можем говорить о тех посланниках, которые упомянуты в Священном Коране. Количество их равно 25.
Вера в посланников подразумевает веру в каждого из них, не делая различия между ними.
«Мы веруем в одних и не веруем в других — желая избрать средний путь — они и есть подлинно неверующие» (Женщины, 15).
Вера в посланников ни в коей мере не подразумевает свободу выбора в следовании за кем бы то из них по своему желанию. Веруя во всех, тем не менее, следовать необходимо за последним из них. А последним в этой пророческой цепи является Пророк Мухаммад (мир ему), о котором сам Всевышний сказал: «Мы направили тебя ко всем людям без исключения с благой вестью и увещеванием» (Саба, 28).
Миссия Пророка Мухаммада (мир ему) не ограничивается только одним народом или определенной территорией он направлен ко всему человечеству. «Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужчин, а только посланник Аллаха и последний пророк» (Сонмы, 40), т.е. он является печатью пророков, и после него все те, кто будут провозглашать (или называть) себя новыми пророками, будут лжепророками. Ибо пророчество дается только Всевышним, а само назначение ввергает человека в неверие, ибо вступивший на подобный путь человек вступает в прямое противоречие с установлением Всевышнего, что недопустимо для верующего человека.
Знающие люди могут выступать только в качестве учителей, наставников, но ни в коем случае — пророками. Правильное убеждение в этом вопросе оберегает человека от разного рода заблуждений и спекуляций на эту тему со стороны психически больных людей или аферистов.
Наступление же Судного дня известно одному Всевышнему, никто об этом знать не может, ибо это — Его тайна. В Коране сказано: «Они станут спрашивать тебя (Мухаммад) о последнем часе, когда он настанет? Отвечай: "Поистине, знает об этом только Господь мой и только Он явит его, когда придет время"» (Преграды, 187).
Подобные аяты, в которых говорится о наступлении Судного дня, ясно указывают, что никто из живущих не может знать об этом. И все те, кто говорит о времени его наступления, являются заблудшими и вводят в заблуждение других, не имеющих правильного представления о столпах веры. Мусульманин должен стремиться к благам обоих миров, заботится о пропитании, здоровье, достатке и молить Всевышнего о милости и защите, ибо Он Создатель, Творец, Он Властелин Судного дня, а всем верующим следует жить по Его законам и не заботится о том, что не в нашей власти!
Подготовила Зайнаб Магомедшарипова