закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Дин — религия

С нового года один раз в месяц мы будем отводить рубрику «Наш Ислам» на изложение акыды — мусульманского вероубеждения, которое является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения. Поможет нам в этом популярное изложение Ислама учеными египетского университета аль-Азхар, перевод которого выполнил Рустам Батров.

Первое: Дин («религия»)

Слово дин имеет много лексических значений. Саальб приводит следующие (из них для исходного глагола) дана: проявлять покорность, ослушаться, быть славным, быть презренным, побеждать, имеющие совершенно противоположные значения. Дин употребляется также в значении обычая и дела. (Тафсир аль-Куртуби т.1 с.144).

В терминологическом понимании дин — божественные установки, закон, призванный осчастливить людей в их земной и исходной жизни, т.е. в этом мире и мире будущем, когда все люди (вновь предстанут) пред Аллахом. (В этом значении) дин является синонимом слова худа (руководство), о котором говорит Аллах, ниспосылая нашего отца Адама (да будет над ним мир, на землю): «Низвергнитесь из него вместе врагами друг другу! А если придет к вам Мое руководство — то, кто последует за ним, тот не собьется и не будет несчастным! А кто отвратится от воспоминания обо Мне, у того, поистине, будет тесная жизнь!» (20:122–123).

Сделать людей счастливыми в будущей жизни обозначается также понятиями успех (фауз) и блаженства в раю в соответствии со словами Всевышнего: «Всякая душа вкусит смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения. И кто будет удален от огня и введен в рай, тот получил успех» (3:185).

Сделать людей счастливыми в этой жизни — означает полностью удовлетворить их в материальных и духовных запросах, т.е. не (оставить человека) заблудшим и чрезмерно обремененным, как это бывает со многими людьми и обществом в целом. Об этом счастье говорится в следующих словах Всевышнего, где речь идет и о земном, и о потустороннем мирах: «Кто совершил благое — муж или жена, и он верующий. Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшей, чем то, что они делали» (16:97).

Эти божественные установки, которые Аллах сделал руководством для Адама и его потомства, в виде откровения (вахи) были ниспосланы всем божьим посланникам вплоть до последнего из них нашего господина Мухаммада. Всевышний так повествует об этом: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму  и Мусе, и Исе: “Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!”» (42:13). И в другом месте: «Мы ведь открыли тебе так же, как открыли Нуху и пророкам после него... И (Мы отправили) посланников, о которых рассказывали тебе раньше и посланников, о которых Мы не рассказывали тебе, — а Аллах говорил с Мусой разговором, посланников благовествующих и увещевающих, чтобы не было для людей довода после посланников (различных пророков)» (4:163–165).

Таким образом, с точки зрения общности своего происхождения, восходящего к Аллаху, хвала Ему, религия (дин) одна, но может иметь различные разновидности в зависимости от посланников, которые проповедовали ее, и народов, которые исповедовали ее. (В связи с этим) допустимо термином религия (дин) обозначать и все ее разновидности, имеющие общие основы, заложенные в них, но различающиеся в некоторых конкретных деталях, определяемых историческими и географическими реалиями.

Учитывая общность этих религий, Аллах берет обет со всех своих пророков в том, что они будут подтверждать истинность друг друга, призывая к общим основам. Всевышний Аллах говорит: «И вот взял Аллах договор с пророков: “Вот что Я дарую вам из писания и мудрости... Потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете ему помогать”. Он сказал: “Подтверждаете ли вы и принимаете ли на этом условии Мою ношу?” Они сказали: “Мы подтверждаем”. Он сказал: “Засвидетельствуйте же, и Я буду с вами из свидетелей”» (3:81). А, обращаясь к нашему Пророку, да будет над ним благословение и мир, сказал: «И Мы низвели тебе писание с истиной, для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания, и для охранения его. Суди же среди них по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями в сторону от истины, которая пришла к тебе. Всякому из вас Мы устроили дорогу и путь» (3:48). И повелел Аллах ему и его общине уверовать в то, что низвел всем предыдущим посланникам в своих словах: «Скажи: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму и Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему (Аллаху) предаемся”» (3:84). А также: «Скажи: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем- либо из них, и Ему мы предаемся”» (2:136).

Как уже было сказано, религия (дин) ниспосылалась пророкам и их народам, поэтому иногда она обозначается словом «община, нация» (миллят), например, употребленное Всевышним в повествовании о Юсуфе: «Я последовал за религией (миллят) отцов моих — Ибрахима, Исхака и Йакуба. Нам не следует присоединять к Аллаху ничего» (12:38) и, обращаясь к общине Мухаммада: «И усердствуйте об Аллахе достойным Его усердием! Он избрал вас и не устроил для вас в религии никакой тяготы, как и в религии (миллят) отца вашего, Ибрахима. Он назвал вас мусульманами раньше и в это (время)...» (22:78) И в другом месте, обращаясь к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Потом внушили Мы тебе: “Следуй за религией (миллят) Ибрахима, ханифа, и не был он из числа многобожников”» (17:123).

Религия (дин), установленная Аллахом для общины Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), обозначается словом ислам. Сам Всевышний говорит об этом: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (5:3). А также: «Поистине, религия пред Аллахом — Ислам» (3:19). И в другом месте: «Кто же ищет не Ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток» (3:85). Данное (обособление) связано с призывом Людей Писания и всего человечества в целом последовать той вере, которую явил Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), т.к. сфера распространения предыдущих религий ограничивалась теми народами, для которых они ниспосылались и теряли свою силу с миссией следующего пророка. Ислам же — религия для всех народов, не ограничивающаяся ни одним из них, и на все времена, которую не может отменить никакое другое учение, т.к. он является венцом всех предыдущих религий, вплоть до дня Суда. Так, Всевышний сказал: «Благословен тот, который ниспослал Своему рабу, чтобы он стал для миров проповедником» (25:1). «Скажи: “О люди! Я — посланник Аллаха к вам всем”» (7:158). «И скажи тем, кому даровано писание, и простецам: “Приняли ли вы Ислам? И если они приняли, то пошли по прямому пути”» (3:20). «Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только — Посланник Аллаха и печать пророков» (33:40). И сам Пророк (да будет над ним благословение и мир) говорил: «Каждый пророк ниспосылался лишь к своему народу, я же ниспослан ко всем людям, и мною завершилась линия пророков» (Бухари, Муслим).

Общность и несменяемость Ислама объясняется тем, что он включает в себя все составляющие совершенства и полноты, позволяющие удовлетворить запросы людей в области вероучения и образа жизни, и шагает в ногу с развитием человеческой мысли и общественным прогрессом человечества: «И ниспослали Мы тебе книгу для разъяснения всего и как прямой путь, милость и радостная весть для мусульман» (16:89).

В целом религия зиждется на двух основных столпах: вероучении и законе. Вероучение (акыда) в Исламе обозначается словом иман (вера), а мусульманские законы (шариат) — словом Ислам. Вероучение обращено к сердцу, законы — к телесной оболочке. Доказательством того, что религия основывается на двух (главных столпах), служат слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в рассказе о Джабраиле и его вопросах об имане, Исламе, ихсане, (который заканчивается словами): «Воистину, Джабраил сейчас пришел к вам, чтобы научить (столпам) вашей же религии».

05.02.08

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №4 (53),

26 – 31 января 2008 — с. 4.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.