закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Иман — вера

Акыда — мусульманское вероубеждение, которое является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения. В ее изучении поможет нам популярное изложение Ислама учеными египетского университета аль-Азхар, перевод которого выполнил Рустам Батров.

Слово иман этимологически восходит к глаголу амана и обозначает «считать истинным». В Коране оно употребляется в диалоге братьев Юсуфа с их отцом: «Но ты не поверишь нам, если бы мы даже и говорили правду» (12:17). Иначе говоря, «ты не станешь считать истинными наши слова о волке, съевшем Юсуфа». В арабском языке переходность данного глагола выражается и через предлог ба, и через лам: «И не веруйте никому, кроме того, кто последовал за вашей религией» (3:73). «И поверило Мусе только потомство из его народа» (10:83). В религиозной же терминологии Ислама иман (вера) — непоколебимое признание сердцем как истинного всего того, что явил Пророк Мухаммад (да будет над ним благословение Аллаха и мир), которое необходимо следует из положений самой религии. Такое дают мусульманские ученые-богословы, при этом аргументация постулатов не является у них одним из необходимых условий веры, что позволяет считать верующими и тех, кто следует Исламу лишь по традиции.

Вера таится в сердце, место которого — разум. Рациональное, несомненно, затрагивает и духовную сущность  человека и влияет на его чувства, определяя его отношение к тому или иному явлению. Вера в значении «признания истинности» выступает синонимом понятию убежденности. А связь веры с убежденностью называется вероучением. Признание истинным существования Аллаха — убеждение человека. А само понятие о существовании Аллаха — вероучение. Признание истинным монотеизма — убеждение человека, а сам монотеизм — вероучение. Таким образом, можно сказать, что положением вероучения называют понятия о существовании Аллаха, Его единственности и так далее, в которых надлежит верить. Основные положения мусульманского вероучения содержатся в следующих словах Всевышнего Аллаха: 2:275. А также в словах Пророка, сказанных им в ответ на вопросы Джибраила относительно веры. А также в том, что недопустимо строить вероучение Ислама, базируясь на хадисах, приписываемых Пророку (да будет над ним благословение Аллаха и мир), так как некоторые из них являются подложными, о чем предупреждал еще сам Пророк, не подлежат разумному толкованию и не вызывают доверия, так как среди передатчиков была допущена забывчивость, ошибки или безбожное измышление, а также на хадисах, достоверность которых оспаривается, к числу которых относятся рассказы одного передатчика, который, согласно ханафитам, не воспринимается как достоверный и общеизвестный. Другие же школы фактически признают их достоверность, в соответствии с которой необходимо вершить свои деяния. И те, и другие единодушны в том, что хадисы, содержащиеся в сборниках Бухари и Муслима, являются по своей сути неоспоримыми.

Вероучение откладывает свой отпечаток в душах людей, это сила, толкающая нас к действиям, стражник, помогающий жить более правильно, указатель (путеводитель), уводящий от заблуждений и оберегающий от ошибок. Всевышний Аллах говорит: «А кто уверовал в Аллаха, сердце того Он направляет на верный путь» (64:11). И наш Пророк, да будет над ним благословение Аллаха и мир: «В теле человека есть орган (кусок мяса), если он здоров, то здорово и все тело, а если (болен) — портится все тело, им является сердце» (Бухари и Муслим).

К тому же понимание веры определяет ту характеристику, которая дается поведению человека и отношению других людей к нему, а также в будущей жизни: суждено ему попасть в рай или вечно гореть в огне, о чем будет сказано ниже.

Проявление веры

Вопрос о том, в чем выражается у мусульманина вера, обсуждался раньше, обсуждается и сейчас. Эта проблема имеет серьезные социальные последствия и касается судьбы человека в будущей жизни. Дискуссии велись по поводу о должном поведении и, исходя из этого, — о взаимоотношении людей, а также относительно вопроса о том, кому суждено быть вечно в аду, а кому попасть в рай. По данному вопросу имеется три точки зрения.

1. Сторонники первой из них считают, что публичное признание, несмотря на отсутствие внутреннего убеждения и должного поведения, является достаточным основанием для того, что бы назвать человека верующим. Доказательством этому служит событие, случившееся в далеком прошлом и описанное в словах Всевышнего: «Разве не Господь ваш я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем...» (7:172). Вера, засвидетельствованная в этом диалоге, поныне сохраняется в каждом, кроме вероотступников.

Поэтому вера лицемеров ничем не отличается от веры Пророков, а шахада будет иметь значение только для тех, кто ранее хоть раз публично отрекся от веры. Так считали Абу Абдаллах Мухаммад бен Карам и его ученики, известные как карамиты. Эта точка зрения, как отмечают исследователи, не заслуживает особого внимания. Действительно, как можно считать публичное признание достаточным признаком веры, когда ею может характеризоваться человек, верующий в своем сердце, но не говорящий об этом в слух? «Кто отказался от Аллаха после веры в него — кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере» (16:106). Во многих аятах Священного Корана говорится, что человек, твердящий о своей вере лишь на словах, но не имеющий ее в сердце, является безбожником, которого ждут вечные мучения в аду. Все ученые Ислама единодушны в том, что неверующими были и лицемеры, о безбожии которых говорится в Коране: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными» (9:84). А также: «И узнал тех, которые лицемерят. И сказано было им: «Приходите, сражайтесь на пути Аллаха, прогоните их (врагов)!» Они сказали: «Если бы мы могли сразиться, мы пошли бы за вами”. Они в тот день ближе к неверию, нежели к вере. Они говорят своими устами то, чего нет у них в сердце» (3:167). «Поистине, лицемеры — в нижнем слое огня, и никогда не найдешь ты для них помощника» (4:145).

Аллах отрицает наличие веры у тех, кто говорит о ней лишь на словах: «И среди людей некоторые говорят: “Уверовали мы в Аллаха и в последний день”. Но они не веруют».(2:8) В частности, в отношении некоторых бедуинов сказано: «Сказали бедуины: “Мы уверовали!” Скажи: “Вы не уверовали, но говорите: “Мы покорились”, ибо не вошла вера в ваши сердца».(49:14)

Абсолютизация публичного признания позволяет назвать верующими многих людей, но в день Суда ошибочность этого станет явным.

2. Другие к публичному признанию в качестве одного из условий веры добавляют наличие внутреннего убеждения. Это условие не определяет наличие веры у человека в глазах людей и их отношения к нему, но касается его взаимоотношений с Аллахом и принятия Им его деяний. Поэтому неверующим могут называть человека, имеющего внутреннее убеждение, но не заявляющего об этом публично, что, впрочем, не затрагивает его взаимоотношений с Аллахом. Сам Аллах счел верующими тех, кто имеет внутреннее убеждение, хоть и не говорит об этом вслух, о чем уже шла речь в контексте критики предыдущей точки зрения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объясняя понятие веры (в ответ на вопрос) Джибраила не упомянул публичного признания и не выделил его ни в качестве основы, ни в качестве условия веры, но коснулся его, рассказывая об Исламе.

Считается, что подобных суждений придерживался и Абу-Ханифа.

3. Сторонники третьей точки зрения утверждают, что вера состоит и из внутреннего убеждения, и публичного признания, и должного поведения, каждое из которых может обозначаться и другими терминами. Этого мнения придерживались ученые хадисов, имамы Малик, аш-Шафии, Ахмад, муатазилиты и хариджиты. Но они были разногласны в значимости тех частей, которыми представлена вера. Муатазилиты и хариджиты считали, что должное поведение является среди них основным, отсутствие которого говорит об отсутствии веры у человека. Однако муатазилиты при этом уточняли, что если человек не поступает должным образом, то он лишается веры, но не погружается в неверие. Он находится в промежуточном состоянии и является грешником. Хариджиты были категоричнее: если человек не поступает должным образом, то он теряет веру и погружается в неверие.

Хадисоведы и упомянутые имамы рассуждали иначе: если отсутствует внутреннее убеждение, то нет веры, спасающей от вечного пребывания в аду.

Если отсутствует публичное признание, то нет веры, дающей определенные социальные преимущества человеку в этой жизни, но не спасающей от вечных адских мук. Если же отсутствует должное поведение, то нет совершенства веры. Таким образом должное поведение является завершающим, но не основополагающим элементом веры, подобно руке в отношении всего человеческого тела. Из того, что она является его частью, не следует, что если она отсутствует, то не существует все тело, которое в данном случае становится лишь изуродованным. Таким образом, мнение хадисоведов и трех имамов довольно обоснованно.

 

Продолжение следует

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 59,
8 – 14 марта 2008 — с. 4.

 

07.03.2008

 

Ссылки по теме:

Азбука Ислама

Дин — религия

Почему человечество нуждается в вере

Единство Божие согласно Корану

Борьба нового и старого в Исламе

Принуждение в религиозном образовании — не от Бога

Орнамент и единобожие

''И наш Бог, и ваш Бог един''

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.