закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Иман — вера

С нового года один раз в месяц мы отводим рубрику «Наш Ислам» на изложение акыды — мусульманского вероубеждения, которое является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения. Поможет нам в этом популярное изложение Ислама учеными египетского университета «Аль-Азхар», перевод которого выполнил Рустам БАТРОВ.

Отрицая наличие веры у того, кто не исполняет предписанные деяния, муатазилиты и хариджиты основывались на неверном понимании некоторых хадисов и аятов. При этом обходили вниманием те аяты, которые подробно касались этого вопроса, и те хадисы, которые противоречили их суждениям. Они понимали буквально в текстах Корана и Сунны иносказательность воздаяния за грех и отождествляли грех многобожия с другими грехами: «А те, кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и преступает Его границы, того Он введет в огонь вечно пребывающим там, и для него — унижающее наказание» (4:14). «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаяние ему — геенна, для вечного пребывания там» (4:93). Аналогично и в словах Пророка, да будет над ним благословение и мир: «Не прелюбодействует прелюбодей, будучи в этот момент верующим. Не совершает кражу вор, будучи в этот момент верующим. Не употребляют вино, будучи в этот момент верующими» (Бухари и Муслим). А в сборнике ан-Насаи добавляется: «Когда человек совершает подобное, то с шеи его снимается рубаха Ислама, но если он остановится, то Аллах простит ему».

Касаясь текстов Корана и Сунны и содержащихся в них примеров лишь поверхностно, они усвоили, что человек грешен, т.е. не лишен недостатков, ибо он не ангел и таким его сотворил Господь, но не заметили тех мест, где явно говорится о том, что грешника, не допустившего многобожие, следует называть верующим: «И если два отряда из верующих сражались, то примите их» (49:9). Здесь Аллах называет их верующими несмотря на грех братоубийства. «О вы, которые уверовали! Раскайтесь пред Аллахом искренним покаянием, — может быть, Господь ваш очистит вас от дурных деяний и введет вас в сады, где внизу текут реки...» (66:8). Здесь Аллах, призывая покаяться, чтобы избавиться от дурных деяний, обращается к ним как к верующим. «Потом Мы дали писание в наследство тем из наших рабов, которых Мы избрали; из них есть несправедливые для самих себя, есть и умеренные, есть и опережающие благими деяниями по позволению Аллаха» (35:32) Здесь Аллах называет своими избранниками и того, кто допускает греховные деяния, т.е. «несправедливых для самих себя», и «умеренных», т.е. тех, кто исполняет предписанное и сторонится греховного, но ограничивается лишь строго обязательным (минимумом), и «опережающих», т.е. тех, кто превзошел «умеренных», совершая также и не предписанные благодеяния.

Далее в аяте идет речь о том, что этих людей ждет награда в будущей жизни, несмотря на то что «несправедливый для самого себя» преуспел в дурных деяниях, нежели благих, «умеренный» поравнял свои благодеяния с грехами, и лишь «опережающий» совершил много крат больше добра, чем зла.

В другом месте Всевышний говорит: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они — лучше их! ... Мерзко имя «распутство» после веры! А те, кто не покается, те — несправедливые» (49:11). Здесь Аллах употребляет слово «распутство», но не «безбожие». Понятие «распутство» шире понятия «безбожия», т.к. обозначает отсутствие покорности как в области веры, так и в своих поступках. В данном случае говорится о поступках, ибо в аяте речь идет о поведении людей, а не об их вероубеждениях. Аллах обращается к ним как к верующим. Те же из них, кто не покаются, становятся «несправедливыми». Впрочем, «несправедливость» в некоторых случаях может употребляться и в отношении безбожия. Например: «Ведь многобожие — великая несправедливость» (31:14). А в некоторых случаях — в отношении отсутствия (должного) поведения. В данном случае оно употребляется именно в этом значении, поэтому они «несправедливы для самих себя» потому, что совершают то, что карается наказанием: «Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя» (65:1).

Тот, кто «преступил границы» и кого «скрыл Аллах», не выходит из состояния, присущего верующему. Не становится неверующим и тот, кто, согрешив, раскаялся, напротив, Аллах поднимает его положение. Так, упомянув многие греховные деяния, Всевышний Аллах говорит: «А кто творит это, тот встретит воздаяние. Удвоено ему будет наказание в день воскресения, и будет он пребывать в нем вечно униженным, кроме тех, кто обратился, и уверовал, и творил доброе, — этим Аллах заменит их злые деяния благими; поистине, Аллах прощающий, милосердный! А кто раскаялся и творил благое, то, поистине, раскаивается пред Аллахом верным покаянием».(25:68–71)

Аллах причисляет тех, кто согрешил, но затем раскаялся, к богобоязненным, которые являются лучшими среди верующих. «И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к раю, ширина которого — небеса и земля, уготованного для богобоязненных, которые расходуют в радости и горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро! А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, (а затем) вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, — а кто прощает грехи кроме Аллаха? — и не упорствовали в том, что они совершали, будучи знающими, — у этих наградой — прощение от Господа их и сады, где внизу текут реки, — вечно пребывать они будут там — и прекрасна награда делающих!» (3:133–136).

Для тех, кто не раскаялся, Аллах удвоил наказание, в котором они будут пребывать вечно униженными. Абдаллах Мухаммад б. Мухаммад аль-Манджаби из ханбалитских ученых VIII в. по хиджре писал: «Люди Сунны и общины, их предшественники и последователи считали, что если кто-либо умрет, будучи верующим в Единого Аллаха, то он, вне всяких сомнений войдет в рай, каким бы ни было его состояние. Тот, кто был далек от грехов, даже незначительных среди них, и помешательства, тот, кто искренне покаялся в своем многобожии и других грехах, оставив их после покаяния, тот, кто вырос в богослужении Аллаху и вообще никогда не совершал грехов — все они войдут в рай и избегут наказания адом, хоть и по-разному спасутся от него, что явствует из первоисточников. Судьба же того из грешников, кто умрет, совершив тяжкий грех, так и не раскаявшись в нем, зависит от воли Всевышнего. Если Он пожелает, то накажет соразмерно его злодеяниям или иначе по Своему усмотрению, а затем введет в рай, но если захочет, то полностью простит ему. Поэтому тот, кто умрет, будучи в состоянии единобожия, не станет вечно пребывать в аду, каких бы из дурных деяний он ни допускал».

В сборнике Бухари об этом же повествует хадис, возводимый к Усману, да будет Аллах доволен им: «Тот, кто умрет зная, что нет бога кроме Аллаха, тот войдет в рай». Аль-Кади Ийад писал: «Люди разошлись в вопросе о том, что происходит с (мусульманином), ослушавшимся повелений Всевышнего Аллаха. Мурджииты сказали: «Грех не влияет на веру». Хариджиты: «Грех портит веру и делает человека неверующим». Муатазилиты: «Если грех был тяжким, то он вечно будет гореть в огне, являясь при этом ни верующим, ни безбожником, а нечестивцем». Некоторые ученые же сказали: «Нет, он верующий несмотря на то, что, быть может, не прощены ему грехи и будет он наказан, но непременно он выйдет из ада и войдет в рай».

Слова последних опровергают суждения хариджитов и муатазилитов. А мурджиитам, ограничившимся поверхностным пониманием (Первоисточника), мы отвечаем: «В нем идет речь о том, что грешник будет прощен и выведен из ада, т.к. за него заступится Пророк, а затем впущен в рай. Смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего, что “он войдет в рай”, заключается в том, что грешник войдет туда после возможного наказания. Именно так следует понимать те многочисленные места, где буквально говорится о наказании грешников».

Этими цитатами мы хотим показать ошибочность взглядов муатазилитов, отрицавших наличие веры у того, кто ущербен в своих деяниях, и хариджитов, считавших грешников неверующими, обреченных на вечные муки в аду. Правыми являются те, кто под верой понимает внутреннее убеждение, являющееся достаточным основанием для того, чтобы избежать вечного мучения в аду и войти в рай, быть может, и после наказания. Публичное же признание определяет статус человека лишь в этой жизни. А должное поведение указывает на полноту веры, (а не на ее существование). И если человек не всегда поступает должным образом, то из этого не следует, что он лишился веры, однако вера его неполноценна.

Продолжение. Начало в № 10 (59).

07.04.2008

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 63,
5 – 11 апреля 2008 — с. 4

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.