закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Значение слова «Ислам»

В этом году один раз в месяц рубрику «Наш Ислам» мы отводим на изложение акыды — мусульманского вероубеждения, которое является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения. Поможет нам в этом популярное изложение Ислама учеными египетского университета аль-Азхар, перевод которого выполнил Рустам БАТРОВ.

Ислам

Лексически слово ислам обозначает подчинение, покорность, повиновение чему бы то ни было, как материальным, так и нематериальным (объектам). И употребляется в таких выражениях, как такой-то подчинился такому-то или предался страстям и покорился шайтану, а также в отношении покорности и повиновения Аллаху, хвала Ему и величие. В этом же значении употребляется и слово иман — вера в Единого (Господа), Творца, Дарующего милости и Вершащего приговор, а также слово таат — покорность его повелениям и запретам. Вот несколько коранических примеров: «Тот же, кто покоряется Аллаху и творит добро, тот ухватился за надежную опору. И Аллаху принадлежит конец всех деяний» (31:22). «Она (царица Саба) сказала: “Господи, я обидела сама себя и повинуюсь (аслямту) я вместе с Сулейманом Аллаху, Господу миров!”» (27:44) Аналогично и в словах некоторых пророков, о которых повествует Священный Коран, например, в словах Нуха, да будет над ним мир: «И повелено мне быть предавшимся (миналъ-муслимин)» (10:72), в молитве Ибрахима и Исмаила: «Господи наш, сделай нас послушными (муслимин) Тебе, и (взрасти) из нашего потомства народ, послушный Тебе» (2:127), в рассказе об Ибрахиме, Йакубе и его потомстве: «Когда Господь сказал ему: “Подчинись”, он сказал: “Я подчиняюсь Господу миров”. И завещал это Ибрахим своим сынам и Йакубу: “О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас религию; не умирайте же без того, чтобы не быть вам предавшимися!”» (2:131–132), в мольбе Юсуфа, да будет над ним мир: «Ты мой покровитель в мире здешнем и будущем. Упокой меня предавшимся Тебе и причисли к праведникам!» (12:101), и в словах Мусы, да будет над ним мир: «О народ мой, если вы уверовали в Аллаха, то на него полагайтесь, коль вы покорны (муслимин) Ему!» (10:24), «Господи наш! Пролей на нас терпения и упокой нас предавшимися!» (7:126).

Данное лексическое значение слова ислам позволяет назвать мусульманами всех пророков, т.к. они были покорны и преданны Аллаху, хвала Ему, внутренне и внешне, в своем мировоззрении и поведении. И как уже говорилось, Ислам обозначает религию, с которой пришел наш господин Мухаммад, да будет над ним благословение и мир, со всеми предписаниями и положениями вероучения.

В контексте веры, о чем уже говорилось ранее (в предыдущих номерах газеты. — Прим. ред.), ислам обозначает то, что сопутствует внутреннему убеждению, т.е. должное поведение. Это явствует из слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказанных им в ответ на вопрос Джабраила об имане (вере) и исламе. Иман он описал так: «Когда ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в Последний день, веришь в предопределение с его добром и злом». А об исламе так: «Когда ты свидетельствуешь, что нет бога кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Аллаха, соблюдаешь молитву, жертвуешь закят, постишься в Рамадан, совершаешь паломничество к Дому, если можешь осилить дорогу к нему». (Сборник аль-Бухари и Муслима)

И в другом хадисе: «Ислам строится на пяти (вещах): свидетельстве, что нет бога кроме Аллаха и что Мухаммад — Посланник Аллаха, выстаивании молитвы, жертвовании закята, посте в Рамадан и паломничестве к Дому» (Сборник аль-Бухари и Муслима).

Иман и ислам — различные понятия, имеющие неодинаковые значения, что явствует из слов Всевышнего: «Сказали бедуины: “Мы уверовали (аманна)”. Скажи: “Вы не уверовали, но говорите: “Мы покорились (аслямна)”, ибо еще не вошла вера (иман) в ваши сердца”» (49:14).

В другом месте Всевышний говорит: «Воистину, мусульмане и мусульманки, верующие (мужчины) и верующие (женщины)...», где последовательное перечисление также указывает на неравнозначность значений.

Однако оба (понятия) необходимы для становления личности мусульманина и достижения конечной цели в религии. Поэтому иногда мумина (верующего) называют муслимом (предавшимся), а муслима — мумином. Как, например, в словах Всевышнего: «И вывели Мы оттуда тех, кто был там из верующих. Но Мы не нашли там больше ни одного дома предавшихся» (51:35-36) Иногда слово иман может обозначать внешнюю сторону поступков, из которых состоит понятие ислам, что явствует из выше приводимого хадиса Вафда абд аль-Кайиса и из хадиса: «Иман состоит из шестидесяти с лишним ветвей. Лучшая из них произнесение слов “нет бога кроме Аллаха”, меньшая из них — убрать препятствия с дороги. И скромность также — ветвь веры».

В связи с этим становится ясной та взаимосвязь между понятиями иман и ислам, о которой говорили (мусульманские) ученые: «Если сходятся, то расходятся; если расходятся, то сходятся», т.е. если они встречаются в одном контексте, то каждый из них имеет индивидуальное значение, отличное от другого, если же в тексте встречается только одно понятие без другого, то их значения отождествляются.

А то, что иман и ислам «необходимы (лязим) друг для друга», то это означает, что иман необходим для принятия Аллахом ислама, т.к. деяния не принимаются без веры (в сердце), как, например, у лицемеров, хотя и (не означает), что иман необходим для того, чтобы определить взаимоотношения между людьми, т.к. о внутреннем мире (доподлинно) ведает лишь один Аллах. Ислам же необходим как признак (наличия) веры в взаимоотношениях между людьми, наименьшим из которых является публичное признание, хотя это и не значит что (внешняя форма поступков) делает (человека) верующим в глазах Всевышнего.

Абу Амр бен Силах, толкуя хадис о (вопросах) Джабраила касательно имана и ислама, писал: «Это разъясняет, что основа веры — внутреннее (батын) убеждение, а основа ислама — внешняя (захир) форма покорности и послушания. Об исламе судят на основе внешних (признаков), выражаемых словами свидетельства (шахады) и добавляют к нему молитву, закят, паломничество, пост, которые являются внешними и самыми важными атрибутами Ислама, исполнение которых делает покорность окончательной. Если человек оставляет все из них, то перестает чувствовать себя связанным узами покорности, если же только некоторые, то он ощущает в себе некоторое несоответствие. Слово иман включает в себя то, что обозначается словом ислам в этом хадисе и другие благодеяния, являющиеся плодами внутреннего (батын) убеждения, основой которому — иман, и придающие ему ценность, совершенство и защиту. Поэтому (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) в хадисе Вафда абд аль-Кайиса растолковал иман как молитву, закят, пост в Рамадан и жертвование пятой части от добычи. Поэтому того, кто совершает тяжкие грехи или халатно относится к (религиозным) обязанностям, не называют обладателем совершенного имана (аль-муъмин аль-мутлак), т.к. совершенством называют завершенность (камилъ) и используют (эти слова) в случае, когда речь идет об очевидных недостатках, лишь с оговорками. Поэтому допустимо, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в своих словах отрицал наличие веры у грешников: “Не пьянствует пьющий, будучи в этот момент верующим”. Слово ислам включает в себя также то, чему иман составляет основу, т.е. внутреннее (батын) убеждение, и вбирает в себя основу благодеяний, т. к. все это является покорностью (истислам)... Из того, что мы рассказали и рассмотрели, следует, что иман и ислам сходятся и расходятся» (Шарх ан-Навави аля сахих Муслим, т. 1, с. 147). Более пространно это изложено в книге имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере» в разделе вероучения.

Если мы внимательно посмотрим на вышесказанное, то увидим, что деяния являются не основополагающей (асл) частью веры, а завершающей (камал) ее. Кто придерживается всех предписаний, тот обладает совершенной верой, а кто что-либо упускает, тот лишен этого совершенства.

 

 

 

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 66,
26 апреля – 1 мая 2008 — с.5.

 

29.04.2008

 

Ссылки по теме:

Апологетика Ислама

«Почему Ислам?»

История распространения Ислама в Африке до эпохи великих географических открытий

Болезнь, которая «сбривает» религию

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.