закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Рамадановский пост Пророка

 

Пост в течение всего месяца Рамадан (араб. саум/сыйам, татар. ураза) был предписан мусульманам в месяце шабане второго года хиджры. По некоторым предписаниям, этот пост был установлен в три этапа. говорят также, что посту в Рамадан предшествовал другой пост, которым мусульмане отмечали десятый день месяца мухаррама, известный как ашура.

 

Ашура

Как рассказывают, по прибытии в Медину Пророк увидел, как иудеи постятся в ашуру.

— Что это за день? — полюбопытствовал Пророк.

— В сей благословенный день Бог избавил израильтян от врагов —Фараона с войском, а Моисей впоследствии предписал в этот день пост.

— У меня больше причин числиться среди последователей Моисея, — заметил Пророк.

И тут же стал соблюдать пост в ашуре, призвав следовать за ним остальных мусульман.

Согласно другому преданию, еще во времена язычества пост в день ашуры установили у себя курайшиты. И сам Пророк держал его. После хиджры он продолжал следовать этому обычаю, повелев мусульманам делать то же самое.

Как бы там ни было, после учреждения рамаданского поста соблюдение поста в ашуре сохранилось только в качестве добровольного.

Кораническое предписание поста

Об обязательном для всех мусульман посте возвестили аяты: «О верующие, для благочестия вашего предписывается пост, как предписан он был прежним народам, на считанные дни» (2:183–184). По мнению ряда богословов, здесь подразумеваются дни месяца Рамадана. Другие же понимают под «считанными днями» три дня каждого месяца, в течение которых, согласно некоему свидетельству, Пророк держал пост по прибытии в Медину.

Далее в аяте 2:184 говорится: «Больной иль путник, да постится позже, по количеству дней пропущенных. А кто в силах поститься, [но этого не делает], пусть даст выкуп — накормит одного бедняка за каждый день поста. А кто прибавит выкупа (или: а кто постится дополнительные дни), сие зачтется ему во благо. Но лучше соблюдать пост, знайте же это».

Первый этап

На первых порах, когда мусульмане еще не привыкли поститься и пост их утомлял, им предоставлялось право выбора между постом и выкупом. Поэтому кто хотел, постился, а кто не хотел, тот предоставлял выкуп. Позже данный аят был «отменен» (мансух) последующим, по которому пост в Рамадане стал обязательным, а за больными и путниками сохранялась возможность в будущем возместить пропущенные дни. Некоторые же богословы полагают, что в выражении «а кто в силах поститься» пропущена частица «не», а посему последующие слова подобает понимать так: «А кто не в силах поститься, на того налагается выкуп…». В этом случае данный аят, а вместе с ним и дозволение выкупа, не считается отмененным, то есть потерявшим силу.

Второй этап

Этот этап связан с откровениями: «[Время поста] — месяц Рамадан, когда (или: о котором) был ниспослан Коран путеводительством для людей… Кто увидит новолуние (или: кто пребывает дома в этом месяце, пусть начнет поститься. Больному ж иль путнику, да поститься позже, по количеству пропущенных дней —Бог желает вам облегчения и не хочет отягощения…» (2:185–186).

Таким образом, пост стал обязателен для всех взрослых мусульман, кроме больных и путников, которым полагалось возместить пропущенные дни. К последним категориям лиц впоследствии приравнивались престарелые люди, беременные женщины, кормящие грудью матери и вообще все те, кому пост мог причинить какой-либо вред.

Третий этап

Вначале пост, который предусматривал воздержание от пищи, питья и половых связей, держали не только в светлое время дня. После разговения на закате или после наступления темноты такое воздержание соблюдали вплоть до следующего заката.

Случалось, однако, что некоторые постящиеся пропускали момент разговения, и на следующий день они падали в обморок от голода. Были и такие, кто ночью имел близость со своими женами, в чем они потом признавались Пророку и просили за это прощения. Тогда сошло с небес откровение: «Ночью, в месяц поста, разрешено вам сближаться с женами, кои суть одеяние для вас, а вы — для них. Богу ведомо, что вы обманывали, хоть только и самих себя. Но Он отпускает покаяние ваше и прощает вам. Отныне соединяйтесь с ними, стремитесь к благовеленному вам Богом. А еще ешьте и пейте, покуда не станете различать две нити: белую — зарю, и черную — [ночь], и тогда соблюдайте пост до заката. Но не сближайтесь с женами, коли уединяетесь вы в мечетях» (2:187).

Это явилось третьим, окончательным этапом развития предписаний о посте.

Сахур и фатур

Отныне воздержание следовало соблюдать от зари и до заката. После захода солнца пост прерывался, чтобы вкушать фатур (футур) — «пищу разговения». Пророк призывал постящихся не откладывать фатур, а приступить к нему сразу с заходом солнца. Сам он принимал фатур прежде закатной молитвы, разговляясь финиками (свежими, а если их не оказывалось, то сушеными) или, при отсутствии таковых, делал несколько глотков воды. Остальным он также рекомендовал разговляться финиками, называя их благословенными (барака), а воду — благоочищающей (тахур).

Во время фатура поминают Бога, вознося Ему хвалу и славу. Принимая пищу, Пророк говорил: «Боже, ради Тебя я постился, дарами Твоими я разговляюсь». Повествуют также и о таком его воззвании: «Прошла жажда, жилы размякли, награда утвердилась — да будет на то воля Божия!». Как благовестил Пророк, Бог особенно отзывчив на молитвы, произносимые во время разговения.

Утром же, перед возобновлением поста, рекомендовался сахур (сухур) — «пища на заре». Пророк советовал не пропускать сахур, ибо он благословенен, и это то, что отличает мусульман от «людей Библии» (от иудеев). Сахур желательно отодвигать как можно ближе к рассвету.

О висале

Неодобрительно Пророк относился к практике висал — соблюдению непрерывного поста в течение нескольких дней и ночей, без фатура и сахура. Правда, по некоему свидетельству, сам Пророк совершал висал. Некоторые мусульмане было начали ему подражать, но он, щадя их, предостерег от следования ему.

— Ты же сам соблюдаешь висал! — заметил ему некто.

— Я не такой, как вы, меня кормит и поит сам Господь.

Вместе с тем, согласно некоему хадису, Пророк как-то сказал: «Избегайте висала, а если кто пожелает, пусть совершит его, но лишь до утра». На этом основании некоторые богословы впоследствии допускали такой висал. Абу-Ханифа же, аш-Шафии и Малик считают висал вообще недозволительным.

Итикаф

В последнюю декаду Рамадана Пророк рекомендовал предаваться благочестивому уединению в мечети — итикаф. И по свидетельству Айши, он ежегодно, вплоть до своей смерти, соблюдал итикаф. С этой целью в углу Мечети для Пророка обычно натягивали шатер.

В год своей смерти Пророк совершал итикаф в течение целых двадцати дней. Сообщают также, что в поисках Ляйлят аль-кадр Пророк провел в итикафе первую декаду Рамадана, потом вторую, потом третью, а узнав, что она падает на последнюю декаду месяца, отныне стал соблюдать итикаф по последним декадам.

Во время итикафа Пророк уединялся в своем шатре, а в дом заходил лишь для отправления естественной нужды. Бывало, он просовывал голову из Мечети в комнату Айши, дабы она помыла ее и привела в порядок.

Таравих

Наряду с итикафом, рамаданский пост сопровождается ночным бдением, которое со временем стало именоваться таравих и которое включает в себя обрядовую молитву — салят, состоящую из многочисленных коленопреклонений — ракатов (из двадцати согласно Абу-Ханифе и аш-Шафии). При жизни Пророка такое бдение мусульмане исполняли индивидуально. Однако в правление халифа Умара таравих начали совершать сообща, в мечети.

По свидетельству Айши, в последней декаде Рамадана Пророк проводил ночи в бдениях, приобщая к ночным молитвам и свое семейство. Она также рассказывала, что однажды поздней ночью Пророк вышел в Мечеть и сотворил молитву, а присутствовавшие там мусульмане последовали ему. Наутро об этом стало известно, и на следующую ночь в Мечети собралось много людей, которые совершили молитву вместе с Пророком. Еще больше народу явилось на третью ночь. В четвертую Мечеть уже не могла вместить всех желающих, но Пророк так и не предстал перед ними. На следующий день, как рассвело, Посланник Божий, содеяв утреннюю молитву, обратился к людям со словами: «Воистину, ведомо было мне о собрании вашем, однако опасался я, как бы такое бдение не было предписано вам, а оно вам будет не по силам».

Позже с инициативой коллективного исполнения таравиха выступил халиф Умар, и к такой практике склоняется большинство богословов. Как правило, таравих следует сразу после последней, вечерней молитвы.

Праздник разговения

Рамадановский пост завершается трехдневным торжеством —«праздником разговения» (араб. ид аль-фитр; татар. Рамазан/Ураза-байрам). Первый день праздника знаменуется обрядовой «молитвой праздника» (салят аль-ид). Пророк с мусульманами совершал ее на Мусалле — площадке под открытым небом, расположенной к юго-западу от центра Медины. Он заповедал, чтобы на эту молитву выходили не только мужчины, но и все женщины.

К праздничной молитве Пророк совершал полное омовение, обряжался в лучшие одежды и умащал тело благовониями. Перед уходом на молитву он обыкновенно вкушал финики. Еще до отправления к Мусалле он раздавал закат аль-фитр.

К Мусалле Пророк шел пешком. Во главе процессии несли жезл. На время молитвы этот жезл водружали перед Пророком. Возвращаясь из Мусаллы, Пророк обычно выбирал путь, отличный от того, каким он приходил туда.

Дни праздника разговения (как и учрежденного в том же году праздника жертвоприношения — ид аль-адха, Курбанбайрам) — время веселья и радости для мусульман. В доме самого Пророка звучали музыка и песни, а в Мечети жонглеры-эфиопы разыгрывали представления с копьями и щитами.

Из готовящейся к изданию книги Н. Ефремовой и  Т. Ибрагима «Жизнеописание  пророка Мухаммада»

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.