закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

ОБВИНЕНИЕ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ (СВ. КОРАН, 24:4–10)

24:4, 5

“Те, кто клевещет на целомудренных женщин (или девушек)[1], не имея при этом четырех свидетелей[-мужчин], наказываются восьмьюдесятью ударами плетью[2], и никогда в дальнейшем не будет приниматься их свидетельство [при тех или иных судебных разбирательствах]. Они (клеветники) – грешники, за исключением тех [из них], кто покается и исправится [в том числе и извинившись публично перед той, которую оклеветали]. Воистину, Всевышний Всепрощающ и Милостив [а потому человеку предоставлено множество шансов измениться в лучшую сторону]”.


Если мужчина скажет женщине, не являющейся его женой, что она прелюбодейка (или что-то явно имеющее такой смысл), и при этом у него не будет четырех свидетелей, очевидцев греховного процесса, тогда он наказывается публично восьмьюдесятью ударами плетью. Это явится наказанием за высказанное оскорбление, защитой чести женщины и назиданием для других.

Важно отметить, что голословное обвинение женщины в совершении прелюбодеяния, если еще окажется, что она на самом деле не совершала подобный проступок, – один из семи самых пагубных грехов. Честь женщины в Исламе имеет привилегированное положение и посягательства на нее крайне греховны пред Творцом. Пророк Мухаммад предупреждал: “Сторонитесь семи самых пагубных грехов: 1) возведения на уровень Бога кого- или что-либо помимо Единого и Единственного Творца; 2) колдовства; 3) убийства человека[3]; 4) ростовщичества; 5) присвоения себе имущества сирот; 6) побега с поля боя; 7) клеветы, оскорбления в адрес целомудренных верующих женщин, оказавшихся невнимательными [в поведении или любом другом, что становится причиной появления сомнений в их целомудренности]”[4].

Подозрения, домыслы, женские пересуды в данном вопросе неприемлемы. Они чрезвычайно грешны и имеют природу возвращающегося бумеранга[5].



24:6–9

“Те же, кто обвиняет в измене своих жен и не имеет свидетелей (очевидцев), кроме как самих себя, должны четырежды засвидетельствовать свое обвинение [перед судьей или имамом, муфтием, указывая рукою на жену], оговаривая при этом, что свидетелем является и Всевышний в том, что он (муж) правдив в своих словах. На пятый раз он (муж) говорит: “И пусть покарает меня Господь, если я солгал”. Жена же, чтобы не быть наказанной, должна четырежды засвидетельствовать [также перед судьей и, указывая на мужа], сказать, что свидетелем правдивости ее является Всевышний, а супруг лжет. На пятый раз она говорит: “И пусть же будет на мне гнев Творца, если муж мой правдив”.


***

Муж, который обвиняет свою жену, или приводит четырех свидетелей, или инициирует упомянутый в аятах процесс для разрешения внутрисемейной ситуации[6]. Кстати, если муж обвинит супругу в измене, но откажется от участия в судебном освидетельствовании, то его также публично наказывают восьмьюдесятью ударами плетью за наговор в адрес своей жены.

Хиляль ибн Умайя в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обвинил свою супругу в измене. Посланник Господа несколько раз повторил: “Или ты нам принесешь доказательства, или будешь наказан [за ложное обвинение]”. Сподвижник в недоумении воскликнул: “Клянусь Тем, Кто ниспослал тебя с истиной, я правдив! Воистину, Всевышний низведет знамения, которые защитят мою спину от наказания!” Через некоторое время ангел Джабраил (Гавриил) низвел аяты Корана: “Те же, кто обвиняет в измене своих жен…” (см. Св. Коран, 24:6–9). Затем супругов пригласили к Пророку. Посланник проговорил назидание, упомянув: “Воистину, Всевышний Творец знает, что один из вас лжет. Может быть, кто-то из вас раскается?”[7] В итоге супруги были разведены, но никто из них не был подвергнут наказанию.

Теперь подробнее о процессе освидетельствования. В мусульманском богословии он называется “ли‘ан”. Итак, если нет необходимого количества свидетелей, которые воочию видели, как супруга данного человека имела половую связь с другим мужчиной, и супруга отрицает, а муж утверждает, тогда производится процесс, по итогу которого они перестают быть мужем и женой.

1. Процесс должен проходить в присутствии имама, муфтия, старосты, судьи[8] – то есть того, кто занимается общественно-религиозными вопросами в том или ином городе, селе и имеет соответствующее знание о данном процессе (“ли‘ан”).

2. Назидание, предшествующее свидетельствам и клятвам, должно поспособствовать правдивости супругов, пробудить в них чувство набожности пред Творцом, Которому известно абсолютно все.

3. Желательным (необходимым) является присутствие не менее четырех человек на данном мероприятии, а также чтобы супруги вставали во время произнесения свидетельств.

4. При произнесении свидетельствующих формул каждый из супругов рукою указывает на другого.

5. Желательно, чтобы все это происходило в мечети.

6. По завершении данного процесса, то есть после проговаривания всех необходимых формул, судья (или имам, муфтий) объявляет, что данные супруги перестают быть мужем и женой. Никакие наказания не предусмотрены. С мужа снимается обязанность материального обеспечения бывшей супруги[9]. То, что принадлежит жене или было даровано ей мужем, в полной мере остается у нее. Вот смысл слов, проговоренных Пророком по этому поводу: “Всевышний вам судья! Но кто-то из вас лжец. Муж не имеет права забирать у жены то, что было передано или даровано ей”[10].

7. После такой формы расторжения брака супруги больше никогда не смогут стать мужем и женой[11].

Упомянутый процесс (ли‘ан) как форма разрешения подобной конфликтной ситуации предусмотрен лишь в случае, когда это происходит между мужем и женою[12]. Кстати, ученые рекомендуют не доводить до публичного разбирательства внутрисемейные проблемы, а, не вынося сор из избы, развестись, если в результате обоснованных обвинений в измене мужа либо жены совместная жизнь стала невыносима. Если же найдутся силы и воля простить после искреннего раскаяния, тогда они канонически имеют полное право оставаться мужем и женою.


24:10

“И если б не дарование вам больше заслуженного, не милость Всевышнего по отношению к вам [люди], если не Его всепрощение и мудрость [в управлении, в установлениях, тогда прегрешения ваши сразу становились бы известными всем, а наказания, заслуженные вами, настигали бы вас очень скоро]”.

[1] Ученые, комментирующие Коран, говорят, что здесь также подразумеваются целомудренные мужчины (юноши). Необоснованное обвинение их в грехе прелюбодеяния не менее грешно и также публично наказуемо. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 9. С. 472.

[2] Это наказание касается лишь ложных обвинений в прелюбодеянии, распутстве. Иного рода оскорбления не наказываются подобным образом, степень наказания по ним (по факту клеветы, в защиту чести и достоинства, например) определяется судом в частном порядке.

[3] В Исламе приговор о смертной казни преступника выносится только уполномоченным судом. Любой, даже самый “оправданный”, самосуд расценивается как преступление и влечет за собой соответствующее наказание.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 171, “сахих”.

[5] “…Кто совершает зло, тому непременно воздастся за это” (см.: Св. Коран, 4:123).

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

[6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 7. С. 561.

[7] Полный текст хадиса см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 6. С. 288–290, хадисы № 2900, 2901. Также см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари: В 5 т. Т. 4. С. 1708, хадисы № 5307, 5308; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 374, хадис № 1205, 1206.

[8] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 7. С. 565.

[9] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 6. С. 284.

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 6. С. 287, хадис № 2894; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари: В 5 т. Т. 4. С. 1711, хадис № 5312.

[11] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 6. С. 287, хадисы № 2895–2899, а также с. 288; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 7. С. 581.

[12] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 7.

Это толкование получено нами из тафсира Шамиля Аляутдинова, российского мусульманского богослова, имама-хатыба  мечети на Поклонной горе

http://www.umma.ru/tafsir/24_4_10/С. 561.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.