закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Сура «аль-Бакара» («Корова») о посте

Предлагаем Вашему вниманию переводы некоторых аятов из Тафсира Благородного Корана Абдуллы Юсуфа Али, в которых затрагивается тема поста.

183. О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны! —

184. на отсчитанные (173) дни; а кто из вас болен или в пути (174), то пусть (постится) то же число в другие дни. А тем, которым поститься затруднительно (175) — искупление: кормление бедняка. И если кто добровольно совершает благо, то это лучше для него самого. Но лучше всего вам поститься, если бы вы только знали!

185. Рамадан — месяц, в который ниспослан был Коран как руковод­ство для людей и ясные доказатель­ства прямого пути и различения (176), — и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а если кто болен или в пути, то пусть (постится) то же число в другие дни. Аллах желает для вас облегчения, и не желает для вас затруднения, и чтобы вы завершили (предписанное) число (дней), и возвеличили Аллаха (177) за то, что Он вывел вас на правильный путь, — может быть, вы будете благодарны!

186. И когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок и отвечаю на зов молящего, когда он взывает ко Мне. Пусть же они внемлют Мне и пусть уверуют в Меня, — может быть, они пойдут верным путем! (178)

187. Дозволена вам в ночь поста близость с вашими женами: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. (179) Аллах ведает, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам и простил вас. Отныне прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам (180) Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка рассвета от черной (181), а потом выполняйте пост до ночи. (182) И не прикасайтесь к женам, когда вы благочестиво пребываете в мечетях. (183) Таковы (184) ограничения Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, — может быть, они будут богобоязненны!


«Как было предписано» — эта фраза не означает, что мусульманский пост похож на посты, соблюдаемые ранее, — ни по числу дней, ни по продолжительности или образу соблюдения поста, ни в других отношениях: фраза только означает, что принцип самоотречения путем поста не нов.

Эти строки следует читать с учетом последующих аятов (185–188), что позволит яснее осознать: физический пост при­обретает свое истинное значение вместе с его духовным значени­ем.

Мусульманский пост не направлен на самоистязание. Правила его соблюдения строже по сравнению с другими постами, однако в особых случаях предусмотрены и особые условия, смяг­чающие временные лишения. Если бы дело касалось лишь вре­менного воздержания от пищи и напитков, то такой пост был бы только благотворен для многих людей, которые обычно едят и пьют с излишеством. Инстинкты еды, питья и пола сильны у животных натур, и временное воздержание от этих инстинктов позволяет переключить внимание на более высокие материи. Это необходимо для действенной молитвы, созерцания, актов ис­креннего милосердия и сострадания, чуждых всему показному и связанных с истинным желанием найти тех, кто действительно оказался в нужде, и помочь им. Определенные требования пред­писываются, но гораздо более высокие требования рекомендуют­ся.

174. Случаи смягчения условия поста не следует толковать в смысле растяжимости и произвольно: такое смягчение преду­смотрено только в тех случаях, когда пост действительно вызы­вает боль или настоящее страдание. Если пост совпадает с вре­менем путешествия или поездки, то его условия могут быть смягчены при определенной длительности и тяжести пути. Неко­торые комментаторы полагают, что для этого требуется путеше­ствие длительностью не менее трех переходов, другие называют точные цифры и определяют минимальную продолжительность пути в 16 фарсахов, что составляет около 75 км. Однако переход в 13–15 км пешком более утомителен, чем поездка на такое же расстояние в воловьей уп­ряжке. Различные степени усталости проявляются при поездке на одно и то же расстояние верхом на лошади или на верблюде, в комфортабельном поезде или в автомобиле, на теплоходе или в различных видах самолетов. Автор данных строк полагает, что установленный стандарт зависит от средств передвижения и индивидуальных возможностей. В каждом случае его лучше оп­ределять сообразно обстоятельствам.

175. «Те, кто готов выполнять это с затруднениями» — имеются в виду пожилые люди или люди, попавшие в особые условия. Ученые относят к таким лицам женщи­ну, ожидающую ребенка или имеющую грудных детей, однако в этом вопросе нет полного единства мнений; некоторые полагают, что такие люди должны провести пост позднее, когда смогут.

Устанавливаемые требования связываются с двумя веща­ми: а) данные условия и обещания (а также определенные уступки), б) духовное значение поста, без которого он может быть уподоблен скорлупе без ядра. Если мы осознаем это, то будем смотреть на Рамадан не как на бремя и тяжкую по­винность, но будем благодарны и за него, и за данные нам руко­водства.

178. Эти аяты (186 и 188) имеют отношение и к Рамадану, но в них подчеркиваются и особые духовные аспекты. Здесь нам говорится о молитве и близости Господа, а в аяте 188 мы видим напоминание о скромности и недопустимости «проедать ради тщеславия» свое добро или тем более добро других людей.

179. Мужчины и женщины сравниваются с одеянием друг друга, т. е. они созданы, чтобы оказывать друг другу поддержку, создавать друг другу уют, а также должны защищать друг друга, закрывая и облекая друг друга подобно тому, как удобное одеяние облекает человеческое тело. Одеяние служит как для красоты и показа, так и для прикрытия. Вопросы пола требуют особой деликатности: в этих строках нам говорится, что даже в таких вопросах ясный, открытый и честный подход лучше, чем обман и самообман. Половой инстинкт — физическая потребность человека наряду с инстинктами еды и питья; плотское влечение следует обуздывать и скрывать, сдерживать, но не надо его стыдиться. Проявления плотских влечений запрещены во время поста днем, но допустимы ночью, когда пост прерывается до следующего утра.

180. Имеются некоторые расхождения в отношении точного толкования этих аятов. Автор данных строк понимает отме­ченную фразу как параллельную последующей — «есть и пить»: все три выражения связаны предложением «пока не появится белая нитка восхода». То есть все три указанные вещи становятся запретными с возобновлением поста ранним утром. Или же значение будет следующим: «То, что разрешено, не так плохо, но вы должны стремиться к более высоким ве­щам, предназначенным для вас».

181. Любители природы представляют чудесные картины ран­него утра: сначала появляются тонкие светлые, еще неопределен­ные полосы на востоке, затем тьма все более растворяется и сдвигается на небосклоне, преследуемая прекрасной розовато­белой предрассветной полосой, четко отделенной от расползаю­щейся тьмы; наступает восход, и возобновляется пост.

182. «До того, как приходит ночь» — учитывая известный образ жизни Посланника Аллаха, эту фразу более точно можно передать словами: «до заката» или «до захода солнца».

183. Приход в мечеть к ночи после прекращения поста осо­бенно рекомендуется в конце Рамадана для того, чтобы избежать всякие плотские искушения и греховные помыслы.

184. Мы считаем, что под этими ограничениями следует пони­мать весь свод правил и регламентов, предусмотренных на случай поста.

185. Помимо трех физических потребностей человека, способ­ных сделать его жадным и алч­ным, в обществе, как известно, существует и четвертый вид алчности — «алчность богатст­ва и приобретения вещей». Нельзя считать достигнутой цель поста, если остается необузданным и этот вид алчности. Обыч­но честные, порядочные люди довольны, если они остаются не­запятнанными грабежом, кражей, расхитительством или растратой чужих денег и имущества. В отмеченных строках указыва­ются более коварные формы алчности. Одной из таких форм является использование своего собственного добра или денег для подкупа (или задабривания) других людей — судей или представителей власти — с целью получения материальной выгоды под прикрытием или защитой закона. Слова, переведенные как «имущество и средства других людей», может также означать «общественное достояние и имущество». Еще более коварной формой является использование нашего собственного состояния или достояния, средств, которые нам доверены — как букваль­но сказано в тексте «находящихся среди вас» — для легкомысленных или тщеславных целей. По исламским понятиям, такие поступки или преступления также считаются проявлением алчности. Обладание имуществом или какими­то средствами сопряжено с соответствующими обязанностями, с ответственностью. Если мы не осознаем их как следует и не будем выполнять, то, значит, уроки самоограничения и самоотречения, которые нам даются во время постов, прошли мимо нас.

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.