Хаджж совершается только в определённое время
Предлагаем Вашему вниманию перевод смыслов 197 аята суры «аль-Бакара» («Корова») с комментариями к нему из тафсира благородного Корана Абдуллы Юсуфа Али, посвящённого теме хаджа.
197. Хадж совершается в известные месяцы. Кто обязался совершить в них хадж, тот не должен оскверняться (близостью с женой), совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Запасайтесь провизией, но лучший из припасов — богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!
«Хорошо известные месяцы» — имеются в виду месяцы шавваль, зуль-ка‘да и зуль-хиджа, отведенные для выполнения ритуалов хаджа. То есть выполнение первых обрядов может быть начато с наступлением месяца шавваль при приближении к Мекке, но основные обряды выполняются в первые 13 дней месяца зуль-хиджа. К основным обрядам относятся следующие: 1) ношение паломнического одеяния (ихрам), начиная со специально отмеченных пунктов на всех дорогах, ведущих к Мекке: с этого момента необходимо соблюдать все паломнические запреты и ограничения, а паломник должен посвятить себя богопочитанию и молитве, отвергая всякую мирскую суетность; 2) семикратный обход Каабы (таваф) — при этом необходимо соблюдать образцовое, типичное для мусульманина поведение — с целованием малого Черного Камня в стене святыни, что символизирует нерушимую и цельную любовь к Аллаху; 3) после краткой молитвы у макама Ибрахима [Авраама] (см. аят 2:125) паломник направляется к холмам ас-Сафа и аль-Марва — символам терпения, настойчивости и последовательности (см. 2:158); 4) седьмого числа месяца зуль-хиджа паломникам рекомендовано выслушать проповедь о смысле и значении хаджа; 5) восьмого числа все паломники посещают долину Мина (примерно в десяти километрах к северу от Мекки), где они останавливаются и остаются на ночь; девятого числа паломники идут к горе Арафат (еще около восьми километров далее к северу от Мекки), который напоминает о встрече Адама и Хаввы [Евы] после их скитаний, и известен также под названием гора Милосердия; 6) на десятый день — праздник Жертвоприношения — совершается обряд жертвоприношения в долине Мина, а также символическая церемония, во время которой паломники бросают семь камней в символ зла. Церемония эта продолжается и в последующие дни (оба ритуала связаны с преданиями об Ибрахиме [Аврааме]) — заметьте, что эта церемония символически связывается с отвержением зла в мыслях, словах и поступках. С целью бросания камней паломники остаются в святых местах еще
в течение двух или трех дней.
Желательно, чтобы паломники брали в дорогу провизию и свои деньги, чтобы не оказаться вынужденными прибегать к нищенству и попрошайничеству. Однако в последующих строках наша мысль сразу переводится — что и характерно — от физических потребностей к задачам духовным. Провизия требуется для нашего земного путешествия, но насколько важнее позаботиться о нашем конечном путешествии в будущий мир! Роль такой провизии лучше всего может исполнить праведное, богоугодное поведение — то, что мы знаем как страх (стыд) Божий.