закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Мечети в трудах ханафитских богословов

Мечети в трудах Абдуллы Юсуфа Али и Абдальхамида Махмуда Тахмаза

Абдулла Юсуф Али

Мечети в тафсире Священного Корана


Хафиз Абдулла Юсуф Али (14.04.1872–10.12.1953), кавалер ордена Британской империи, политический и общественный деятель, ученый и переводчик Священного Корана. Родился в семье богатого купца в г. Сурат на западе Индии. Автор всемирно известного толкования Корана (1934 г.). В разные годы жил, учился и работал в Индии (университет Бомбея, 1891 г.), Великобритании (Кембридж, 1895–1901 гг.). Помимо родного хинди владел также арабским, латинским, греческим и английским языками. Умер в госпитале Св. Стефана, похоронен на кладбище Бруквуд.

Сура 2 «Аль-Бакара»

144. Мы уже видели, как ты обращал свое лицо к небу1, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону мечети Харам2. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону. Ведь те, кому даровано Писание3, знают, конечно, что это – истина от их Господа, – поистине, Аллах не остается в неведении о том, что они делают!

149. И откуда бы ты ни вышел4, обращай свое лицо в сторону мечети Харам; ибо это – истина от твоего Господа, – поистине, Аллах не остается в неведении о том, что вы делаете!

150. И откуда бы ты ни вышел, обращай свое лицо в сторону мечети Харам, и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону, чтобы не было у людей довода против вас – кроме как от тех, которые несправедливы. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня, чтобы Я сделал совершенной Мою милость к вам, – может, вы последуете прямым путем!

Сура 9 «Ат-Тауба»

6. Если какой-либо многобожник5 попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они – люди, у которых нет знаний.

7. Может ли быть у многобожников договор с Аллахом и Его Посланником, не считая тех6, с которыми вы заключили договор у мечети Харам? Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных.

17. Не полагается многобожникам посещать7 мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне.

18. Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха8. Возможно, они окажутся на верном пути9.

19. Неужели утоление жажды паломника10 и содержание мечети Харам вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на Его пути? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

28. О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми11. И пусть они после этого их года не приближаются к мечети Харам. Если же вы боитесь бедности12, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый.

107. Те, которые13 использовали мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для того, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами.

108. Никогда не совершай в ней молитву. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности14, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся15.

109. Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться16, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

110. Строение, которое они построили, всегда будет порождать сомнения в их сердцах, пока их сердца не разорвутся17. Аллах – Знающий, Мудрый.

 

 

 

 



Шейх Абдальхамид Махмуд Тахмаз (1937–2010, г. Хама, Сирия). Факих­правовед, комментатор смыслов Корана. Автор книг: «Тематический тафсир сур Корана», «Ханафитский фикх в новом обличье». Умер в Эр­Рияде.

Шейх Абдальхамид Махмуд Тахмаз

Мечети в сочинении «Ханафитский фикх»

Установления относительно мечетей

Мечети являются домами Аллаха Всевышнего и принадлежат Ему. В знак уважения к мечетям, находясь там, необходимо соблюдать известные правила поведения согласно особым установлениям. Аллах Всевышний сказал: «(Славят Господа) в домах, которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Его имя. Славят Его в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята и которые страшатся Дня, когда заколеблются сердца и глаза, (желая) чтобы Аллах воздал им за лучшее из того, что они делали, и добавил им по милости Своей, ведь Аллах дарует, кому пожелает, без счёта!» (Коран, 24:36–38).

Таким образом, уважение к мечетям должно находить своё выражение в поклонении Аллаху Всевышнему, очищении их от грязи, всего нечистого и дурно пахнущего, а также в отказе от сквернословия и занятости любыми мирскими делами, например торговлей.

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(Пусть человек) поевший лука, чеснока, ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам причиняет страдания то же, что и сынам Адама» (Муслим).

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха велел нам устраивать мечети в домах, поддерживать чистоту таких мечетей и использовать благовония, чтобы там приятно пахло» (Ахмад; ат-Тирмизи).

Слова Аллаха Всевышнего «Славят Его в них по утрам и перед закатом мужи» указывают на то, что женщинам предпочтительнее молиться дома. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «Не запрещайте вашим жёнам посещать мечети, хотя дома их лучше для них» (Абу Дауд).

Порицается закрывать двери мечети, за исключением таких случаев, когда есть основания опасаться за сохранность находящихся там вещей. Порицается вносить в мечети что-либо нечистое, и поэтому не разрешается использовать для их освещения светильники, заправленные нечистым маслом или жиром. Стены мечети не следует обмазывать ничем нечистым, а в самой мечети нельзя ни мочиться, ни делать кровопускания даже в сосуды. В мечеть запрещается приводить маленьких детей или безумцев, если есть основания полагать, что там они, скорее всего, осквернятся, в противном же случае делать это нежелательно. Каждому входящему в мечеть следует убедиться в чистоте своей обуви или кожаных носков.

Закрывать двери мечети порицается ввиду того, что это подобно созданию препятствий для молитвы, а Аллах Всевышний сказал: «Кто же несправедливее запрещающего поминать имя Аллаха в местах поклонения Ему и стремящегося к их разрушению? Не следовало бы им входить туда, иначе как испытывая страх; (ждёт) их бесчестье в мире этом, а в мире ином (уготована) им великая мука» (Коран, 2:114).

Аль-Мунзири приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Не пускайте в ваши мечети ваших малых детей и безумцев, не занимайтесь в мечетях торговлей, не повышайте там голос, не обнажайте мечи и не подвергайте в них наказанию (виновных), но окуривайте их благовониями и ставьте у дверей (мечетей) сосуды с водой для очищения». Каждому приходящему в мечеть необходимо следить за чистотой своего тела и одежды, ведь Аллах Всевышний сказал: «О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения земных поклонов; ешьте и пейте, но не впадайте в крайности, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности» (Коран, 7:31).

Согласно сунне, входя в мечеть, желательно сказать: «С именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоего милосердия!/Бисми-Ллях! Аллахумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба рахматикя!/» и призвать благословения на Пророка. Покидая мечеть, желательно сказать: «С именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоей милости! /Аллахумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба фадликя!/», а потом призвать благословения на Пророка. Входя в мечеть, следует переступать через порог сначала правой ногой, а выходя из неё – левой.

Наиболее достойными мечетями являются: мечеть в Мекке (аль-масджид аль-харам), мечеть Пророка в Медине (масджид ан-Набий), мечеть в Иерусалиме (аль-масджид аль-акса), мечеть Куба. Достоинство прочих мечетей тем выше, чем раньше они были построены. Из числа этих мечетей наиболее достойными являются соборные мечети, достоинство которых тем выше, чем они древнее

Обращение к кибле

Указанием на обязательность обращения лицом к кибле во время совершения молитв служат слова Аллаха, Который сказал: «Повернись же лицом к мечети Харам, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами» (сура «Аль-Бакара»). Узнать о том, в каком направлении находится кибла, можно по михрабам мечетей.

Приветствие мечети

К числу добровольных молитв принадлежит молитва [приветствия мечети] (тахийат аль-­масджид) в два или четыре ракаата, которую всегда желательно совершать вошедшему в мечеть, прежде чем он сядет, за исключением таких периодов времени, когда молиться порицается. Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас зайдет в мечеть, пусть совершит молитву в два ракаата, прежде чем сесть» (Аль-Бухари).

Если человек, войдя в мечеть с намерением совершить предписанную молитву или коллективную, сразу же приступает к такой молитве, то это служит заменой молитве, совершаемой в знак приветствия мечети.

Если кто-нибудь будет входить в мечеть неоднократно, молитву в знак приветствия мечети достаточно совершить один раз в день.

Если человек не сможет совершить такую молитву из-за осквернения или занятости срочным делом, желательно, чтобы он сказал: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик (СубханаЛлах; валь-хамду лиЛлях; ва ля иляха илляЛлах; ваЛлаху акбар)».

Пятничная молитва (салят аль-джума)

Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью каждого постоянного жителя города или большого селения, если он может присутствовать на этой молитве. Эта обязанность снимается с путников, женщин и больных, которые не могут явиться на молитву, а также с жителей таких селений, где в силу разных причин возможность прочитать коллективную молитву отсутствует.

Участие в пятничной молитве является отдельной обязанностью, выполнять которую требуется даже в большей степени, чем совершать предписанную полуденную молитву (зухр).

В Коране сказано: «О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную молитву, устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если бы вы (только) знали» (62:9).

Пятничные молитвы следует проводить в таких местах, доступ в которые будет открыт для всех, поскольку такие молитвы относятся к числу религиозных обрядов Ислама. Другими словами, их проведение должно носить публичный характер. Если же имам закроет людям доступ туда, где он будет проводить пятничную молитву вместе со своими приверженцами, такая молитва будет недействительной. Не разрешается также закрывать двери соборной мечети для проведения пятничной молитвы отдельной группой лиц.

Согласно сунне по пятницам следует совершать полное омовение, умащаться благовониями и, насколько возможно, являться в мечеть пораньше.

Пророк сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), не будет расталкивать людей, сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько будет (угодно Аллаху), а потом станет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простится (малые грехи, совершенные им) между этой и предыдущей пятницей» (Аль-Бухари).

Праздничные молитвы (САЛЯТ АЛЬ-ид)

Проведение особых молитв в день праздника разговения (ид аль­-фитр или ураза-­байрам) и в день праздника жертвоприношения (ид аль-­адха или курбан-байрам) было вменено в обязанность мусульманам сразу же после хиджры.

В день разговения и в день жертвоприношения Пророк всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления (Аль-Бухари).

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. В день праздника сподвижникам всегда велели являться (на молитву), и на нее приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины. Они стояли позади всех, произнося слова «Аллаху акбар» и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов (Аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Передают, что в дни праздников Ибн Умар всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).

[Разное]

Тому, кто придет в мечеть и увидит, что люди уже совершают предписанную молитву, следует присоединиться к ним и повторять действия имама, не отвлекаясь на совершение сунны за счет предписанной молитвы.

Крайне порицается покидать мечеть после возглашения азана или наступления времени предписанной молитвы, не совершив эту молитву, на это указывает хадис, в котором сообщается, что: «Однажды муэдзин возгласил призыв на молитву, а один человек встал и пошел (к выходу). Абу Хурайра провожал его взглядом, пока он не вышел, а потом сказал: ”Что касается этого, то он ослушался Пророка!”» (Муслим).

Это не относится к тем случаям, когда человек покидает мечеть по необходимости: если он является имамом или муэдзином другой мечети, или покидает мечеть для того, чтобы присутствовать на уроке, или выходит из мечети во время ожидания начала коллективной молитвы, а потом возвращается и принимает участие в молитве вместе с другими, или выходит из мечети, уже совершив предписанную молитву индивидуально.

Порицается молиться в таких местах, где имеются изображения или изваяния живых существ.

Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал одному христианину: «Мы не входим в ваши церкви из-за изображений, которые в них имеются» (Абд ар-Раззак; аль-Бухари). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, нередко молился в молельных домах иудеев и христиан, за исключением тех домов, в которых были изваяния (Аль-Бухари).

Наиболее порицается совершать молитву в том случае, когда изображения или изваяния находятся перед молящимся. В меньшей степени порицается молиться, когда изображения или изваяния находятся над ним, справа или слева от него или за ним. Порицается молиться перед печью или очагом, где горит пламя или тлеют угли, поскольку это напоминает религиозные обряды огнепоклонников. Если же перед молящимся находится свеча, лампа или фонарь, ничего порицаемого в его молитве нет, так как они являются источниками света, а не обрядовыми атрибутами. Порицается молиться, обратившись к лицу другого человека. Сообщается, что Умар удерживал людей от этого (Абд ар-Раззак; Ибн Абу Шайба).

Публикацию подготовил Дамир Хайретдинов
Выделения жирным шрифтом сделаны публикатором

 

Примечания:

1 Здесь отражено искреннее желание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, узреть руководство свыше в отношение вопроса киблы. До того, как его последователи были собраны в превосходно организованную общину, имеющую свои собственные законы и установки, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, выполнял религиозные ритуалы с учетом того обстоятельства, что для иудеев и христиан Иерусалим являлся священным городом – но без такой общей святыни, как мусульманская кибла. Некоторые иудеи обращались в сторону Иерусалима, особенно во время пленения. Во времена нашего Пророка Иерусалим был в руках Византийской империи. Но христиане ориентируют свои церкви на восток (отсюда и слово «ориентация»); восток – это направление страны света или направление, указываемое компасом, а не направление какого-либо священного места. То обстоятельство, что алтарь расположен в восточной части церкви, не означает, что каждый молящийся обращен лицом на восток: во всяком случае, в современных церквах сидения расположены так, что во время богослужения молящиеся могут быть обращены лицом в разные направления. Проповедник единства, да благословит его Аллах и приветствует, естественно, считал, что в этом, как и в других случаях, необходим символ полного единства, и его сердце возрадовалось, когда направление к Каабе было установлено в качестве киблы.

2 «Мечеть Харам»: имеется в виду Кааба – святыня Мекки. Неверно полагать, что перенос киблы на Каабу отменяет или как-то ограничивает значение аята 2:115, где говорится, что восток и запад принадлежат Всевышнему. Такое утверждение совершенно верно для всех времен (до и после переноса киблы на Каабу). Как бы для того, чтобы подчеркнуть это утверждение, те же слова о востоке и западе повторяются и в последующих строках (см. 2:142).

3 Некоторое понятие о кибле прослеживается уже в иудейских и христианских ритуалах. Весьма определенный взгляд в отношении киблы и значение, которое придавалось этому понятию, отражены уже в древних иудейских писаниях, в частности, в книге Даниила (6:10): «Окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того». Но свое цельное всеобщее значение оно получило со всей определенностью только в Исламе.

4 Здесь мы видим образное сравнение с состязаниями в беге: с этой же точки зрения повторяются и слова об изменении направления киблы. В аяте 2:144 об этом говорится в связи с необходимостью нового символа для новой общности (мусульманской); здесь же кибла представлена в виде символа добра и справедливости, к которым мы все должны устремляться независимо от наших исходных положений, религиозной или национальной принадлежности – будь то иудеи, или христиане, или отдельные личности, имеющие свои особые мнения: кибла может всех объединить как символ цели будущего. В аяте 150 ниже повторяются слова, отражающие смысл принятия символа: во-первых, для каждого человека, личности на основе общности и устранения любых причин ожесточенного спора и выяснения отношений и, во-вторых, для мусульман как общности – на том же основании и в качестве условия необходимой дисциплины...

Фраза «где бы вы ни были» в арабском варианте может иметь три значения: в каких бы обстоятельствах вы ни находились, в какое бы время вам ни выпало жить, в каком бы месте вы ни оказались.

5 Даже среди врагов Ислама, активно сражающихся с мусульманами, могут оказаться люди, нуждающиеся в защите. Им должно быть предоставлено убежище, а также возможность услышать Слово Аллаха. Если они воспримут это Слово, они станут мусульманами, нашими братьями, и дальнейших вопросов более не возникнет. Если же они не посчитают возможным принять Ислам, то они будут нуждаться в двойной защите: 1) от мусульман, воюющих с их народом, и 2) от их собственного народа, т. к. они окажутся в положении изгоев. Такая защита должна быть им предоставлена, и их следует доставить в безопасное место. Такие люди могут заблуждаться в своем невежестве, обладая при этом положительными качествами.

6 Племенами многобожников, соблюдавшими договор, были бану хамза и бану кинана, заключившие договор около мечети Харам и неотступно выполнявшие его. Договор с ними остался в силе, несмотря на то что родственные им племена проявили вероломство.

7 Когда речь идет о мечетях, слово «амара» может означать следующее: 1) строить или ремонтировать; 2) достойно содержать; 3) посещать для молитвы; 4) наполнять жизнью и светом. В переводе для краткости использовано только слово «посещать».

Еще в доисламский период язычники построили [место поклонения вокруг Каабы в Мекке], а потом содержали его, проводя в нем религиозные обряды. Язычники превратили [это святое место] в источник дохода. Мусульмане воспротивились этому и тогда язычники изгнали из Мекки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со всей общиной и закрыли им доступ к Каабе. Когда мусульмане окрепли настолько, что смогли [бескровно войти] в Мекку (в 8-м году хиджры), они очистили мечеть и в ней вновь стали молиться Истинному Богу. Если язычники принимали Ислам – это меняло дело.

Но вопрос заключался в следующем: могли ли многобожники посещать мечеть Харам и совершать богопротивные языческие обряды? Очевидно, что это бесчестило бы мечеть, и поэтому было запрещено.

В аяте речь идет о конкретном событии, но и общий вывод очевиден. Дом Аллаха – это место искреннего поклонения, а не балаган с вульгарными ритуалами и не источник наживы; только искренне уверовавшие имеют право войти в него. Кто является искренне уверовавшим – объясняется в следующем аяте.

8 См. предыдущий комментарий. Искренне уверовавшие – те, кто верит в Аллаха и последующую жизнь и проникнуты духом преданности и жертвенности – истинным и твердым духом, а не те, кто время от времени принимают участие в ритуалах. Более того – верующие не должны быть подвластны мирской алчности и честолюбию.

9 Иные могут называть себя как угодно. Истинная вера проверяется испытаниями.

10 Напоить водой жаждущего паломника и провести богослужение в мечети похвально, но это лишь внешние проявления веры. Если они не затрагивают душу – их ценность ничтожна. Намного важнее для Аллаха вера, стремление и самопожертвование ради Него. Только этими людьми доволен Аллах. Свет Аллаха ведет их, а не тех самоуверенных, которые полагают, что показного благочестия будет достаточно.

11 «Нечистые»: данное слово очень уместно здесь, поскольку для мусульман чистота, как внутренняя, так и внешняя, является очень важным фактором.

12 Скопление народа возле мекканской мечети Харам приносило торговцам дополнительную прибыль. Мусульманам было сказано: «язычники должны покинуть святое место, а вы – усилить свою общину. Но не бойтесь того, что вы потеряете источник дохода: у Аллаха есть много способов, как улучшить ваше финансовое положение». Так и случилось. Язычество было изгнано из Аравии, а паломники со всех концов света увеличили доходы арабов более чем в 100 раз. Тут заключены и здравый смысл, и мудрость, и государственный подход, даже если посмотреть на это с житейской точки зрения.

13 Здесь говорится о вероломных предателях, проявившихся в истории с «мечетью для нанесения вреда» (дырар) в Кубá. Кубá – это пригород Медины примерно в 5 км к юго-востоку [в настоящее время – в границах города]. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был вынужден спасаться в Медине во время совершения хиджры, то прежде, чем войти в город, он провел четыре дня в селении Кубá. Здесь была построена первая мечеть – «мечеть Богобоязненности», в которую он часто приходил во время своего последующего пребывания в Медине. Воспользовавшись преимуществом этой священной близости, некоторые лицемеры из племени бани ганам построили еще одну мечеть в Кубá, притворившись ревностными сторонниками Ислама. В действительности же они были в союзе с закоренелыми врагами Ислама, один из которых, Абу Амир, сражался против мусульман в битве при Ухуде, а в то время... находился в Сирии. Его соратники желали, чтобы он пришел в мечеть, но это было бы только источником бед и распрей, и этот замысел был разрушен.

14 Мечеть, «основанная на богобоязненности» (масджид ат-таква) в Кубá, была построена самим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, [эта мечеть – первая в истории Ислама, построенная мусульманами – существует до сих пор в перестроенном виде].

15 Истинный мусульманин должен быть чист душой и сердцем. Его мотивы должны быть всегда искренни, а его вера не должна быть омрачена ни малейшей примесью мирской выгоды.

16 Человек, который строит свою жизнь на богобоязненности (включая искренность и чистоту помыслов) и надеется на милость Аллаха, строит ее на твердом фундаменте, на каменной скале, которая никогда не будет поколеблена. В противоположность этому, человек, который строит свою жизнь на краю осыпающегося берега, уже подвержен силам, которые он не способен видеть. И сам осыпающийся берег, и строение рассыплются на куски вместе с ним, и он будет низвергнут в огонь мучительный, из которого не будет спасения.

17 «Расколются», или «разорвутся их сердца», т.?е. они примут смерть. Притча имеет продолжение. Сердце человека является вместилищем его надежд и страхов, основой его духовной и моральной жизни. Если эта основа стоит на краю осыпающегося берега, то какую же безопасность и стабильность он надеется получить? Его будут сотрясать беды, недоверие
и предрассудки, пока, подобно краю осыпающегося берега, он не будет полностью сметен
и погребен под грудой обломков, и его духовная, и физическая жизнь будет погублена.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.