закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Совершение хаджа: вопросы фикха

Миллионы мусульман со всего мира в эти дни пребывают на священных землях Мекки и Медины, готовясь к совершению обряда хаджа. Другие же дожидаются возвращения своих родных и близких.  Увы, не каждый мусульманин имеет возможность отправиться в далёкую поездку. О том, можно ли совершить Хадж за другого человека или умерших родственников, каков хадж женщины-мусульманки нам рассказал генеральный директор межрегионального паломнического центра Аяз Мингалеев.

Аяз хазрат, Хадж – священный долг каждого мусульманина, но не всегда он возможен. При каких условиях эта обязанность прощается?  

 

Совершение Хаджа становится обязательным при соблюдении пяти следующих условий:

Ислам, разум, достижение половой зрелости, свобода и возможность отправиться в путь -  или, словами учёных, - наличие достаточного времени для того, чтобы достичь мест выполнения обрядов. Сюда, с учётом реалий современного мира, добавляется отсутствие каких либо политических, организационных или финансовых препятствий, которые лишают мусульманина возможности совершить Хадж. Это мы наблюдаем в некоторых мусульманских странах. Например, в некоторых государствах существуют ограничения по возрасту:  кандидат для совершения Хаджа должен быть старше пятидесяти лет. Практикуется также ограничение количества паломников по квотам или по срокам подачи заявления. Нередки также ограничения по финансовым условиям. В таком случае считается, что нет возможности для совершения Хаджа, и эта обязанность с человека спадает до тех пор, пока не будут устранены эти препятствия. А Аллах, конечно, знает лучше.

 

Что касается возможности, то на это указывает следующий аят: (Обязательностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать).

А также высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был спрошен о том, благодаря чему будет обязательным Хадж: «Провиант и транспорт».

 

Приведу высказывания учёных о возможности совершения Хаджа

. Возможность у ханафитских ученых трактуется следующим образом:

1.Провиант и транспорт подразумевают под собой наличие средств  на расходы в дороге туда и обратно без излишней экономии и траты денег.

 

2.Здоровье: Больной, страдающий хроническим заболеванием, инвалид, слепой, старец, который не может удержаться в седле, арестованный, а также тот, кому запрещено несправедливой властью отправиться в это путешествие, не обязан совершать Хадж.

3. Безопасность пути: было сказано, что это одно из условий обязательности Хаджа, а также было сказано, что оно из условий выполнения.

 

Аяз хазрат, много ли среди паломников « Идель Хадж» женщин? Как женщины должны совершать хадж? 

 

С большой уверенностью можно сказать, что не менее половины паломников «Идель Хадж» составляют женщины. Они также как и мужчины, а иногда и с большей активностью, желают выполнить предписания Всевышнего Аллаха, имея на это все права. Но относительно женщин-мусульманок есть два условия:

 

Во-первых, мусульманку должен сопровождать муж или «махрам» (один из ближайших родственников из числа мужчин, за кого она не может выйти замуж по шариату). Если таковых нет, то ей не обязателен Хадж.

 

Посольство КСА поставило условием, что женщина моложе 40 лет, должна сопровождаться мужем или «махрамом». Если же она старше этого возраста и у нее нет такого сопровождающего, то она должна ехать в составе группы, опираясь на слова некоторых мусульманских ученых.

В книгах МПЦ «Идель Хадж», а также нашими представителями на местах говорится о том, что в основе должен быть сопровождающий мужчина из числа ближайших родственников. Если женщина моложе сорока лет не имеет такого сопровождающего, наша компания отказывает ей в поездке, ссылаясь на требования посольства КСА. Если же она старше 40 лет, то объясняем, но при отсутствии сопровождающего, не запрещаем.

 

Второе условие для женщины-мусульманки: она не должна быть в состоянии «гиддат» (определенный срок, который должен пройти после развода или смерти мужа).

 

Многих паломников интересует вопрос, будет ли засчитан хадж, совершенный за родственников? За друзей? Один паломник, совершая свой собственный хадж, за какое число других мусульман может совершить хадж?

 

Начну о Хадже за тех, кто в состоянии совершить его сам.

А) Если это обязательный хадж:

Аль-Муваффак сказал:

«По единогласному мнению учёных нельзя отправлять вместо себя совершить обязательный хадж тому, кто сам в состоянии совершить его».

Бен Аль-Мунзир сказал: «Учёные сошлись во мнении, что тот, кто должен совершить хадж и в состоянии сделать это, не может отправить для этой цели вместо себя другого».

Б) Если это добровольный хадж, то здесь два вопроса:

1. Если мусульманин ещё не совершил обязательного хаджа, то он не может отправить вместо себя другого, так как  сам не имеет права совершать добровольный хадж, не говоря уже о другом человеке.

2. Если мусульманин совершил обязательный хадж, то по этому поводу существует высказывание Абу Ханифы: « Можно».

 

Теперь поговорим о Хадже за того, кто не в состоянии: дряхлый старик или безнадёжно больной человек.

Многие учёные посчитали, что тот, кто мог совершить хадж, затем потерял эту возможность в виду безнадёжного заболевания или глубокой старости, должен отправить вместо себя кого-то другого. В пользу этого высказался Ас-Саври, Бен Аль-Мубарак, Абу Ханифа, Аш-Шафигий, Ахмад и Исхак.

Женщина спросила: «О, Посланник Аллаха! Поистине, обязанность совершить Хадж, предписанная Аллахом людям, застала моего отца стариком, что он не мог удержаться в седле. Должна ли я совершить Хадж за него?» Он сказал: «Да». Это произошло во время прощального Хаджа.

Вопрос: Если больной выздоровеет.

Ученые разошлись в следующем вопросе: если за больного кто-то совершил Хадж, а он выздоровел, должен ли он теперь сам совершить Хадж или нет?

Ахмад и Исхак посчитали, что «нет» -  чтобы не получилось два обязательных Хаджа. Это выбрал Бен Хазм и его последователи.

Абу Ханифа, Аш-Шафии и Бен Аль-Мунзир посчитали, что не будет достаточно того Хаджа, поэтому он должен совершить Хадж сам, так как у него есть такая возможность и надежда, что является основой.

Хадж за того, у кого есть надежда на выздоровление, арестованного и т.п.  - Абу Ханифа сказал: «Он может это сделать. Если выздоровеет, то должен совершить его, а если нет, то за него уже его совершили, так как он не может совершить Хадж сам, и похож на того, кто безнадёжно болен».

Отправить совершить за кого-то Хадж можно только того мусульманина, который уже совершил за себя обязательный Хадж.

За одну поездку можно совершить Хадж только за одного человека.

 

 

Можно ли совершить хадж за умерших родителей или за других умерших  родственников?

 

Ханафитские ученые обозначили двадцать условий для совершения Хаджа за другого человека. Первым из которых является следующее: тот, кто должен был совершить Хадж, но умер так и, не совершив его, или дал обет совершить Хадж, но не совершил его, то относительно этого вопроса   Абу Ханифа придерживается следующего мнения: «за него должны совершить Хадж только в том случае, если он оставил завещание, в рамках бюджета одной трети оставленного им имущества. Если же он не оставил такого завещания, то за него может совершить Хадж только его наследник».

 

Как совершается хадж за другого человека?

 

При вхождении в состояние «ихрама» делается намерение совершить Хадж именно за этого человека. Например, можно сказать: «О, Аллах, вот я перед тобой для совершения Хаджа за такого-то человека». Далее выполняются обряды Хаджа.

 

Есть паломники, которые имеют финансовые и иные возможности, а  потому стремятся ежегодно совершать Хадж. Это правильно?

 

Во многих странах такой возможности нет ввиду того, что выделяемой квоты для всех желающих не хватает. По нашему мнению, это становится актуальным и для России. В прошлые годы ощущалась нехватка квоты в Республике Дагестан. В этом году очередь образовалась и среди татар. В связи с этим считаем, что нужно предоставить возможность совершить всем желающим именно обязательный Хадж. А при наличии оставшихся мест, можно предоставить места тем, кто желает совершить Хадж повторно. С точки зрения шариата такого запрета нет. Однако, по мнению одного современного ученого, если встанет выбор между тем, чтобы потратить средства на совершение повторного Хаджа или потратить на общее благо, например, построить сиротский дом, то лучше выбрать в пользу общего блага. Но если есть возможность помочь другим и совершить повторный Хадж, то почему бы еще больше не приблизиться к Всевышнему Аллаху, стать еще лучше и терпимее. 

 

Нужно ли после обязательного Хаджа совершать Умру (малый Хадж)?

 

Если вопрос касается разных поездок, то можно, более того, желательно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поощряя совершение Умры, говорит: «Грехи, совершенные человеком между двумя Умрами (малый Хадж), сходят на нет…» 

 

 

 



Сура «Семейство Имрана», аят 97.

Его пересказал Ат-Тирмизи, дав ему оценку: хадис хасан.

Это высказывание самого Абу Ханифы, а у некоторых его последователей другие высказывания

Его пересказали Аль-Бухари и Муслим.

Бен Рушд сказал, что под больным здесь подразумевается тот, кто не может держаться в седле.

 

Подготовлено Пресс-центром МПЦ "Идель хадж"

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.