Пост в запретные и благодатные месяцы
Кроме поста в рамадан, Посланник Аллаха (мир ему) также особое внимание придавал дополнительным постам в месяц мухаррам (Ашура), шаабан и раджаб. Однако он ни один месяц не постился полностью, кроме рамадана. Предания, сообщающие, что Посланник Аллаха (мир ему) постился «весь месяц», вернее будет понимать в смысле «большую часть месяца».
Сподвижник Усама ибн Зейд обратился к Пророку (мир ему) со словами: «О Посланник Аллаха! Я ни разу не видел тебя, чтобы ты соблюдал пост в каком либо месяце так, как это делал в шаабане? На что Пророк (мир ему) ответил: «Люди небрежны по отношению к месяцу, который приходится между раджабом и рамаданом. А ведь именно в этот месяц возносятся деяния к Господу миров. Я хочу, чтобы мои дела возносились к Нему и поэтому соблюдаю пост» (Ахмад, ан-Насаи).
По мнению Хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни, «данный хадис указывает на то, что раджаб подобен рамадану, и что люди во время раджаба совершают поклонение так же, как они его совершают во время рамадана, а месяцем шааабан между тем пренебрегают. И по этой причине Пророк (мир ему) постился в шаабане. Данный хадис указывает также на достоинства поста в раджабе, который был известен сподвижникам и установлен ими» («Табьин аль-уджаб»).
Великий хадисовед имам ан-Навави подчеркивает: «Наши товарищи (шафиитские ученые) сказали, что среди рекомендуемых постов является пост в запретные месяцы: зу-л-каада, зу-л-хиджжа, мухаррам и раджаб, а самый лучший из них — в месяце мухаррам» («Аль-Маджму»).
Имам Шамсуддин ар-Рамли в книге «Нихаят уль-Мухтадж» (3/211) отмечает: «Знай же, что самыми лучшими месяцами для поста после рамадана являются запретные месяцы (зу-л-каада, зу-л-хиджжа, мухаррам и раджаб). Наилучший из них – это мухаррам, затем идет раджаб. Данное утверждение является выходом из разногласия с теми учеными, кто отдают раджабу предпочтение над другими запретными месяцами. Затем идут остальные месяцы, и они равнозначны; затем идёт шаабан».
Аллах знает лучше!
При подготовке использованы материалы из книги «Ислам через призму хадисов»