закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


23 апреля 2012 12:17    

Ханафитская теология глазами богословов

В 2012 году исполняется четверть века с того момента , когда муфтий шейх Равиль Гайнутдин начал свое духовное служение на посту имам - хатыба Московской Соборной мечети . За 25 лет им прочитаны тысячи проповедей и написаны сотни статей , посвященных различным аспектам исламской религии . Мусульманской теологии , вероубеждению и праву посвящены несколько книг , написанных лично муфтием . В ближайшие месяцы планируется издание двух новых книг муфтия . Газета « Ислам минбаре » анонсирует новый труд шейха Равиля Гайнутдина , посвященный исламской теологии .

Акида — традиционная философско-богословская дисциплина в исламской теологии, задача которой — подробно разъяснить вероубеждение Ислама. Это одновременно и самая простая, и одна из самых сложных дисциплин. Казалось бы, любой мусульманин знает наизусть несколько формул, которые и составляют основу акиды. Так, само начало Ислама как религии неразрывно связано с шахадой — свидетельством веры. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его пророк и посланник» — эти слова знают не только все приверженцы Ислама, но и не один раз слышали даже многие немусульмане. Это и есть первейшая формула акиды, ее концентрированное воплощение.

Связаны с этой дисциплиной и другие известные богословские императивы и словосочетания, такие как «басмалла» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»), «тахлиль» («Нет бога, кроме Аллаха»), «хамд» («Слава Аллаху, Господу миров») и др. Они чрезвычайно широко распространены во всех местах, где проживают мусульмане, их знают наизусть не только ученые и имамы, но даже самые малограмотные люди. По сути, это и есть — акида, вероубеждение мусульман.

Однако дальше все выглядит намного сложнее, ведь люди с самого начала исламской цивилизации постоянно пытались повысить свои познания об Исламе, укрепить свою веру и более глубоко понять ее суть. Вследствие этого порыва ученые расшифровывали эти и другие богословские формулы все более и более подробно, затем комментировали эти расшифровки, потом писали опровержения на появляющиеся «неправильные» комментарии и, наконец, затем еще более углубляли первоначальные представления о том или ином вопросе вероубеждения. Так на свет появились сложные философские трактаты, призванные одновременно и провозгласить единство мусульман, и укрепить позиции той или иной школы; и сделать понятными для рядовых мусульман какие-то сложные вопросы, и в то же время глубоко понять то, чего не удалось постигнуть предшествующим поколениям. Все эти труды и являются предметом изучения акиды.

Казалось бы, к Новейшему времени самые общие представления, самые главные позиции мусульман в вопросах вероубеждения устоялись окончательно. Однако жизнь не стоит на месте и постоянно ставит перед человечеством новые вопросы, на которые наши предшественники просто не имели возможности дать ответ. Более того, в связи с падением общего уровня грамотности, в том числе в мусульманских обществах, вновь и вновь всплывают вопросы, ответы на которые были даны нашими имамами много веков тому назад.

В этом плане ситуация с мусульманами СНГ более понятна — они на протяжении семи десятилетий не имели возможности развивать свои богословские традиции и потому в 1990‑х годах у нас появилось огромное число самых разных течений, представлявшихся мусульманскими, но не имевших ни малейшей исторической укорененности. Это вызывало и вызывает сегодня известное отторжение со стороны мусульманского большинства. Однако проблема в том, что подобные вызовы появляются и в традиционных мусульманских обществах, в странах, где теологическая мысль не прерывалась. Следовательно, даже в странах исламского мира не утрачивается актуальность книг и пособий по вероубеждению. Что же касается мусульман СНГ, для нас этот вид богословской литературы особенно важен, поскольку именно в акиде заложены как взрывоопасные вопросы, разделяющие людей, так и умиротворящие ответы, скрепляющие их единство.

Исторически, начиная с раннего средневековья, на территории наших стран — бывших советских республик, доминирующей богословской школой является ханафитский мазхаб. Перечислю крупнейшие народы, которые в своем подавляющем большинстве придерживаются этого мазхаба — узбеки, казахи, татары, таджики, туркмены, киргизы, башкиры, кабардинцы, каракалпаки, крымские татары, карачаевцы, турки-месхетинцы, адыгейцы, аджарцы-мусульмане, балкарцы, ногайцы, черкесы, абазины, значительная часть азербайджанцев, народов Дагестана, мусульман Абхазии и др. И, поскольку богословие на этом огромном Евразийском пространстве оказалось в огромной степени подорванным в годы государственного атеизма, мусульмане действительно нужд аются в грамотной литературе по исламскому вероубеждению. При этом необходимо, чтобы такого рода литература занимала срединные позиции по всем острым вопросам, не была бы слишком сложной, но в то же время — и не примитивной.

Уверен, что именно такие подходы были соблюдены нами в представляемом издании. Этот небольшой, но емкий труд призван раскрыть самые принципиальные вопросы, возникающие при изучении акиды как богословской дисциплины. Текст предназначен как для рядового читателя, так и для начинающих специалистов, какими нам видятся студенты медресе и исламских вузов. В этой связи у нас есть все основания рекомендовать эту работу в качестве учебного пособия для старших курсов медресе, исламских институтов и университетов.

С целью расширения практической стороны вопроса в книгу будут включены также краткие комментарии к книге Абу Джафара ат-Тахави «Аль-Акида ат-Тахавия». Этот текст уже получил широкое распространение в русскоязычном пространстве в виде многочисленных брошюр и перепечаток в Интернете. Однако для настоящего издания данная работа была значительно переработана, частично сокращена и отредактирована. Выбор именно комментариев ат-Тахави как иллюстрации пособия по акиде был весьма предсказуем. Из трех важнейших трудов по ханафитской акиде — Нугмана ибн Сабита Абу Ханифы, Абу Мансура Мухаммада аль-Матуриди и ат-Тахави — именно последний отвечает основным критериям, по которым составлялась данная книга. Не секрет, что труд самого имама Абу Ханифы по акиде «Аль-Фикх аль-Акбар» не столь развернуто освещает некоторые проблемы, а сочинения аль-Матуриди, напротив, слишком сложны и являются, по сути, философскими трактатами. В этом плане краткость, глубина мысли и четкость в артикуляции отдельных, самых сложных вопросов в труде ат-Тахави одновременно сопровождаются развернутостью, простотой и доступностью изложения. Нашей задачей было способствовать еще большему распространению основных мыслей ат-Тахави в русскоязычном пространстве.

Искренне надеюсь, что книга «Акида — мусульманское вероубеждение» принесет пользу русскоязычным мусульманам и станет нашим скромным вкладом в дело возрождения Ислама на пространствах России и стран СНГ. Да благословит Аллах и приветствует всех пророков от Адама и до Мухаммада — Печать пророчества и самого совершенного из людей. Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!
 

 Газета «Ислам Минбаре»

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.