закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


23 ноября 2012 19:27    

Ашура как день поминания пророков и шахидов

24 ноября 2012 г. все мусульмане отмечают день, известный еще с древнейших времен, день, который является десятым в месяце Мухаррам и потому называется днем Ашура (ашара – в переводе с арабского означает «десять»). Эту памятную дату принято называть также и Днем поминания пророков, так как именно на этот день, по разным преданиям, пришлось несколько событий, произошедших с великими пророками Нухом и Мусой (мир им и благословения Всевышнего Аллаха).

То, что об этом дне знали в Мекке еще до ислама, известно из нескольких хадисов, а в одном из преданий приводится интересное событие, послужившее началу поста среди племени курайшитов: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отягощало их. Им сказали: «Поститесь в день Ашура – это будет способствовать искуплению греха». Посланник Аллаха – Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего Аллаха), еще до своей пророческой миссии стремился к благочестию и праведности, используя для этого даже малейшую возможность. Поэтому, зная о святости этого дня, он всегда старался поститься в этот день. После переселения в Медину Пророк узнал о том, что местные иудеи также соблюдают в день Ашура пост. По их словам, таким образом они вспоминали о чудесном избавлении пророка Мусы от войска Фараона, так как то событие пришлось на десятый день этого лунного месяца. Услышав это, Пророк Мухаммад сказал, что мусульмане более ближе к пророку Мусе и повелел своим сподвижникам соблюдать пост в этот день. В силу того, что пост в месяц Рамадан еще не стал обязательным, мусульмане с радостью откликнулись на веление Посланника Аллаха. Однако после того, как пост в Рамадане стал фардом, пост в день Ашура (наряду с постом в день Арафата) стал наиболее предпочтительным из всех дополнительных постов.

Некоторые ученые считают, что ислам является компиляцией иудейской и христианской религий, однако это мнение основано лишь на том, что эти три вероучения происходят от одних и тех же корней. А что касается схожести, то ведь в Коране не утверждается о том, что иудаизм и христианство не оставили в себе Божественного начала, там говорится лишь о том, что они исказились, в результате чего сошли с прямого пути. Именно поэтому в Коране существует аят, в котором говорится, что Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду – это «подтверждение того, что было до него, разъяснение всего сущего, верное руководство и милость для верующих» (сура «Йусуф», аят 111). То есть этими аятами Коран подтверждает истинность тех моментов, которые сохранились в Библии от Аллаха, например, принцип единобожия. Так, согласно Евангелиям, Иисус [сказал]: «первая из всех заповедей: “слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею”» (от Марка, 12:28-31). Исходя из сказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что, ниспосылая часть исторических сюжетов, которые имеются и в Библии, Всевышний Аллах указал всем людям на духовную связь Пророков и Писаний. Более того, приводимые в Коране притчи и истории призваны, в том числе, и подтвердить то, что эти события действительно происходили, поскольку со временем люди начинали сомневаться в их достоверности.

Однако, чтобы мусульмане не подумали, что их религия является заимствованной от иудеев или христиан, в соблюдение поста в день Ашура была внесена мудрая поправка – наиболее желательным стал считаться пост не только в десятый, но и в девятый, или в одиннадцатый дни месяца Мухаррам. Таким образом, пост рекомендуется соблюдать два дня – либо в 9-ый и 10-ый дни месяца Мухаррам, либо 10-го и 11-го мухаррама (при невозможности или сложности соблюдения поста в течение двух дней, можно поститься и один – непосредственно в день Ашура). И хотя при этом соблюдение поста не является обязательным, следует отметить, что наградой за искренний пост в Ашуру, согласно одному из хадисов, является очищение от грехов. Посланник Аллаха сказал: «Я надеюсь, что Аллах простит грехи постящегося в Ашура за прошлый год» («Сахих» Муслима).

Но помимо поминания пророков в истории ислама этот день известен также и другой – печальной и трагической датой. 10 мухаррама 61 г. по хиджре (10 октября 680 г.) в месте под названием Кербела смертью шахида погиб внук Пророка Мухаммада Хусейн (да помилует их всех Всевышний Аллах). Его смерть оставила в памяти мусульман (особенно той эпохи) неизгладимое чувство. Согласно риваятам, многие сподвижники Пророка видели в ту ночь Посланника Аллаха в своих снах в горе и печали.

Почему же в этот день многие современные мусульмане забывают об этой трагической дате, отмечая день Ашура в качестве праздника? Разве представитель дома Пророка (али Мухаммад), которому мы, в числе других представителей Ахль аль-байт, каждый день в намазе читаем салаваты (Аллахумма салли аля Мухаммад ва аля али Мухаммад), не достоин нашей любви и воспоминаний? Разве имам Хусейн вместе со своим братом имамом Хасаном (да помилует их Всевышний Аллах) не является, согласно хадисам Пророка, господином всей молодежи в раю? Разве имам Хусейн пошел в этот поход не ради Аллаха? Напротив, он, слыша предупреждения своих единомышленников об отсутствии поддержки, не побоялся выступить против несправедливости, против нарушений шариата теми, кто в нарушение договора узурпировал власть в мусульманском государстве. Из истории известно, что отряд имама составлял всего лишь менее ста человек, в число которых входили и женщины с маленькими детьми. Справедливо ли поступили оммейядские войска, окружившие и продержавшие этот небольшой отряд в осаде в течение десяти дней? Даже среди этого войска в течение этих дней никто не решался напасть на внука Пророка, который по преданиям сподвижников был очень похож на своего дедушку – Посланника Аллаха. Так правильно ли праздновать эту трагическую дату или не обращать на нее никакого внимания, полностью игнорируя тем самым случившуюся трагедию? Каждый мусульманин старается чтить память своих усопших родственников и близких, читая Коран и совершая дуа за их души. Но ведь для всех мусульман самыми любимыми должны быть Пророк и его семья! И это подтверждается и хадисами, и салаватами.

Конечно, при этом верующие не должны переходить границы дозволенного, подвергая себя истязаниям или доводя себя до истерики. Но разве разумно при этом полностью игнорировать мученическую гибель нашего имама? Кто-то скажет, что Пророк нам об этом ничего не говорил – но как же он мог об этом сообщить, если его внук стал шахидом после того, как ни Пророка, ни четырех праведных халифов уже не стало?! Трудно представить, чтобы Посланник Аллаха праздновал бы день гибели своего внука. Наверное, он не только плакал бы в этот день (также как плакал в день смерти своего маленького сына Ибрахима), но и обращался бы к Всевышнему Аллаху с мольбами за души невинно убиенных. И какая разница в данном случае между шиизмом и суннизмом – разве суннитам полагается меньше любить Пророка и его семью?! Ведь Посланник Аллаха говорил: «Полюбил Аллах того, кто полюбил Хусейна» («Сахих» аль-Бухари).

Аль-хамду лиллях, хвала Аллаху, мы все – мусульмане, и в этом конкретном случае по отношению к трагической гибели внука Пророка никакой разницы между нами быть не должно. Часть мусульман уже осознала это, в результате чего в некоторых государствах и шииты, и сунниты вместе отмечают эту дату так, как это полагается в исламе – совместным постом, чтением Корана и молитвами. День Ашура как раз и должен стать отправной точкой объединения всех без исключения благоразумных, стремящихся к миру и согласию, мусульман. Не случайно же из всех дней в году имам Хусейн стал шахидом именно в этот день – день, который был избран для соблюдения крайне желательного поста; день, который уже был вписан в историю.

Так давайте же, исходя из этой истории, будем поступать так, как велит нам наше сердце и разум, не противореча при этом ни Священному Корану, ни пречистой Сунне нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Всевышнего Аллаха), ведь читать молитвы за усопших, произносить салаваты за Пророка и его семью (да помилует их всех Всевышний Аллах) является деянием не только благочестивым, но и богоугодным.

«Аллахумма салли ва зид ва барик аля хайри халькыкя Мухаммад, ва аля алихи ва сахбихи ва саллим таслиман кясиран кясира». Аминь!

 

Марат Хайретдинов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.