закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 марта 2013 15:01    

Духовное родство и братство мужчин и женщин

Ислам признает, что между мужчинами и женщинами существуют различия, но эти различия отражают лишь физиологию, то есть материальный мир. В духовном же плане Всевышний Аллах указывает в Коране на безусловное равенство женщин и мужчин: «Кто совершал зло, получит только соответствующее воздаяние. А кто совершал благо – будь-то мужчины или женщины – и были они верующими, войдут в Рай, где будет дарован им удел без счета» (сура «Гафир»). Таким образом, согласно исламскому вероучению, и мужчины, и женщины – суть творения Божьи, предназначение которых – благодарить и поклоняться Богу, совершать праведные дела, избегать зла. И женщины, и мужчины в одинаковой степени будут судиться по своим делам и намерениям.

Женщины как пример для подражания

Роль женщины в исламе, фактически, является целой отдельной темой. При этом Всевышний Аллах, показывая образец верующих, подчеркивает, что мужчины и женщины должны дополнять друг друга, взаимодействуя в тех или иных благих начинаниях: «Верующие мужчины и женщины – друзья и помощники друг для друга. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, и раздают пожертвования (закят), повинуются Аллаху и Его Посланнику. Это – те, кого помилует Аллах, ведь, поистине, Аллах – Могущественный, Мудрый» (сура «Ат-Тауба»).

Господь учит всех верующих следовать разным примерам Его добродетельных созданий, и такими примерами нередко становятся и женщины. Так, одной из них является пречистая дева Мария (Марьям), и одна из сур названа именно ее именем.

Согласно Корану женщины имели право дискутировать даже с Пророком (да пребудут над ним мир и милость Всевышнего). Об этом свидетельствует история ниспослания суры «Аль-Муджадиля», первый аят которой гласит: «Аллах слышал слова женщины, которая дискутировала с тобой относительно своего мужа и пожаловалась об этом Аллаху. Аллах слышал вашу беседу, ведь, поистине, Аллах – Всеслышащий, Всевидящий». Само название этой суры – «Аль-Муджадиля», что можно перевести как  «дискутирующая, спорящая», связано с этим инцидентом, когда в порыве гнева муж одной из мусульманок развелся с ней по еще бытовавшим тогда языческим традициям. Женщина любила своего мужа, у них были маленькие дети, а у нее не было нормальных средств для существования. В связи со всем этим мусульманка несколько раз обращалась к Пророку* решить этот вопрос. Посланник Аллаха* не решался вынести решение самолично, и тогда она пожаловалась на свое положение непосредственно Аллаху. Ее справедливая мольба была принята, более того – существовавшая языческая форма развода стала запретной, о чем и были ниспосланы соответствующие аяты.

 

Права женщины согласно шариату

Классический исламский закон содержит немало положений, устанавливающих права женщин, среди них можно отметить следующие:

- честь женщины почти приравнивается к ее жизни, покушение на женскую честь рассматривается как уголовное преступление;

- женщина не может быть принуждена к вступлению в брак;

- обеспечение женщины со стороны мужа является обязательным;

- насилие в браке недопустимо и преследуется согласно уголовному праву шариата;

- при нарушении исламского законодательства со стороны мужа женщина имеет право подать на развод;

- женщина может обращаться в суд с тяжбами и свидетельствовать в суде;

- женщина имеет право голоса на выборах и может занимать административные должности (согласно ханафитскому мазхабу, женщина имеет право становиться и кадием, то есть религиозным судьей);

- женщина не может быть лишена права на образование;

- при поступлении на работу женщина может требовать должную заработную плату, в том числе при определенных обстоятельствах равную или большую, чем у мужчин;

- имущество женщины принадлежит только ей самой и не может быть отчуждено ни ее мужем, ни ее родителями или опекунами.

Конечно, следует отметить, что в разных регионах положение мусульманской женщины может различаться. Однако это уже вызвано спецификой тех традиций, которые распространены среди тех или иных народов. В любой конфессии можно найти мужчин-шовинистов, которые жестоко и оскорбительно относятся к женщинам, в то время как справедливость, являющаяся одним из ключевых положений жизнеустройства, должна подразумевать взаимную любовь и уважение друг к другу. Нельзя игнорировать и тот факт, что порой, к сожалению, поведение того или иного мусульманина не всегда опирается именно на исламское вероучение.

Некоторые мужчины из числа мусульман просто пользуются определенными правилами ислама, в которых оговаривается особый статус мужчин. Однако такой статус необходимо еще оправдать, ибо он подразумевает для женщин их покровительство, защиту, а также уважение и любовь со стороны мужа. Если же данный статус – лишь предлог для эгоистических побуждений, то такие мужчины фактически используют своих жен как прислугу, тогда как в реальности мужья должны относиться к ним как к хрустальным сосудам, боясь нанести им даже минимальный ущерб. Не случайно Посланник Аллаха* говорил: «Поистине, наиболее совершенной верой обладает тот верующий, кто отличается наилучшим нравом, и кто лучше всех относится к своей семье».

 

Особенный статус родителей

Пророка* как-то спросили: «К кому следует проявлять наибольшую благодарность?» Он сказал: «К своей матери». Его спросили: «А к кому потом?» Он сказал: «К своей матери». Тогда его спросили опять: «А к кому потом?» И Пророк* вновь ответил: «К своей матери». Когда же его спросили в четвертый раз, он ответил: «К своему отцу».

И действительно, наши матери вынашивают нас девять месяцев, кормя и поя нас внутри себя. Мы никогда не сможем сполна отплатить им даже это, не говоря уже о том, как они нянчатся с нами в детском возрасте. Не случайно Пророк* учил, что «Рай находится под ногами ваших матерей». Они – Божественный инструмент, а Бог – источник всей жизни.

Поразмышляйте же с благодарностью обо всем, что вы получили от своей мамы. Спросите самого себя, как бы вы могли наилучшим образом выразить ей свою благодарность? Как вы могли бы послужить своей матери и дать ей знать, как высоко вы ее цените?

Хотя бы в качестве самого минимума скажите ей, как вы ее любите. Заботьтесь о ней так, насколько это в ваших силах. Если же родители уже умерли, то как можно больше молитесь за них, обращаясь к Всевышнему Аллаху с просьбой простить и помиловать их и довести до них вашу благодарность и любовь к ним. И самая известная молитва на сей счет гласит: «Рабби гфир ли ва ли-валидайя, ва-рхам-хума кямя раббяйани сагыра» - «О Господь мой, прости меня и моих родителей, и награди их Своей милостью подобно тому, как они были милостивы ко мне в детстве».

Марат Хайретдинов

Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре» - № 3 (209), март, 2013 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.