закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Республика Бурятия / История региона
    

Республика Бурятия

Первыми мусульманами, добровольно осевшими на бурятской земле, были татары Поволжья - наиболее мобильная часть мусульманских подданных Российской империи, которая наряду с русским крестьянством активно заселяла восточные рубежи в период аграрных реформ во второй половине ХIХ века и в годы строительства Транссибирской магистрали.

Однако прежде них в Бурятию мусульмане прибывали еще двумя путями:

1. По воинской повинности. В 1870 году численность мусульман в Забайкальском казачьем войске, согласно Памятной книжке Забайкальской области за 1871 г., составляла 108 человек.

2. По «кандальному этапу». Численность каторжан и ссыльных из числа приверженцев ислама с разных краев империи была весьма значительной, о чем свидетельствует такая исследовательская работа бурятского ученого В.В.Перинова, как «Уголовный сегмент в мусульманской диаспоре Забайкалья ХIХ».

В конце ХIХ века в городе Верхнеудинске (будущем Улан-Удэ), как и в других городах Восточной Сибири, татары образовали магометанскую общину, в 1904 году получили разрешение на строительство мечети. Участок был выделен в 1907 году в районе современного проспекта Победы в центре города. К этому времени в городе проживало 313 татар, в основном представителей среднего сословия. Гильдейское купеческое звание среди татар имел лишь один человек - Хамидулла Фатхуллин. Строительство деревянной мечети началось в 1908 году.

В архивах не сохранилась сведений о дате открытия мечети, но в статистике «инославных» храмов в Забайкальской области за 1910 год мечеть в Верхнеудинске уже присутствует.

Первым имамом мечети стал Али Аскер Алиф Аслан Оглы, после него Гарифулла Хайруллин. При мечети действовал мектеб для обучения детей основам ислама, работала библиотека.

Кроме этой мечети, в 1923 году ко времени образования Бурят-Монгольской АССР в населенных пунктах с компактным проживанием татар на территории автономии насчитывалось еще пять мечетей. Все они были закрыты к концу 30-х годов в период «красного террора».

На советское время пришлись еще несколько волн переселения из Поволжья в Бурят-Монгольскую АССР. По данным региональной Национально-культурной автономии татар, при выполнении союзной программы по переселению (конец 30-х – середина 50-х гг.), из всех переселенцев в Бурятию по этой программе 60 – 70% составили татары, в год цифра доходила в среднем до 400-600 семей. Сегодня татары проживают во всех районах Бурятии, значительное число компактных поселений находится в Заиграевском, Мухоршибирском, Селенгинском, Хоринском Кижингинском, Кяхтинском, Баргузинском, Северобайкальском районах, в городах Улан-Удэ и Гусиноозерск.

В 90-е года численность мусульманское население в Бурятии значительно выросла за счет трудовой миграции из республик Средней Азии и Кавказа. Первая, после падения СССР, мусульманская община в Улан-Удэ образовалась в конце 90-х годов и объединила около полусотни верующих. Религиозные обряды проводил Сафиулла Хамид, таджик из Афганистана, приехавший учиться в Улан-Уде в 80-е годы во время пребывания ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, и оставшийся в Бурятии на постоянное жительство.

В первые годы деятельности джума-намазы проводились в квартире, затем другой афганец, Мухаммад Шугайб Расули, предложил использовать один из его магазинов в качестве молитвенного дома.

По воспоминаниям председателя МРОМ Улан-Удэ Басыра Нургалиева: «В 2002 году нас зародилась мысль, что надо строить мечеть. Поскольку я уже давно живу в Улан-Удэ, то задача по проведению подготовительных работ была поручена мне. Для работы мы нашли проектировщика и заказали ему составить проект мечети. Параллельно мы начали искать земельный участок для строительства, а это оказалось сложным делом: наши поиски продолжались около трех лет.  Лишь в 2007 году один из мусульман, который занимается земельными вопросами,  помог нам найти участок в районе улицы Бабушкина. Само строительство мечети началось в 2008 году и завершилось в 2011 году».

В середине нулевых годов имамом общины Улан-Удэ некоторое время служил Бахтияр Умаров, затем религиозным лидером мусульман Бурятии стал выпускник Российского Исламского университета Казани Айрат Гизатуллин

Мечеть в столице Бурятии строили «народным методом». Был объявлен сбор средств на строительство мечети по всем районам и поселениям республики. Обращение региональной Национально-культурной автономии татар к жителям Бурятии печаталось в республиканских газетах и на сайтах, средства для мечети собирались на сабантуях, организуемых автономией. Представители НКА выезжали в райцентры и в деревни, завели Книгу благодеяний, в которой записывались фамилии людей, внесших свой вклад в строительство мечети.

В настоящее время в мечети Улан-Удэ ведется преподавание арабского языка, корановедения, основ ислама. Официальное открытие первой и пока единственной мечети в Бурятии запланировано на лето 2012 года.

Мусульманские общины в Бурятии также действуют в городе Гусиноозерск и поселке Старый Онохой Заиграевского района. Своих мечетей пока они не имеют. В Республике проживает около 20 тысяч приверженцев ислама.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.