закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Калужская область / История региона
    

Калужская область

История ислама в Калужской обл. – неизученное явление. Татарская община региона имеет достаточно древние корни. Известно о существовании на тер. совр. области целого ряда этнолокальных групп татар, участвовавших в XVII в. в украинной службе на Польской Украине (т. е. на границе Московского гос-ва с Крымским ханством, проходившей в непосредственной близости от границ совр. Калужской обл.). Среди них упоминаются калужские, боровские служилые татары, и татары Ярославца Малого (ныне г. Малоярославец). На сегодня нам неизвестны ни происхождение, ни субэтнические характеристики, ни дальнейшая судьба этих локальных групп татар. Можно предположить как весьма древние – половецкие, корни этих групп (по аналогии с пронскими и михайловскими татарами; см. также Карасу), так и, напротив, их позднее происхождение, связанное, напр., с татарами из окружения касимовского хана Ураз-Мухаммеда б. Ондана. Известно об активном участии татар в Смуте нач. XVII в., при этом ряд ключевых событий произошел на тер. нынешней Калужской обл. Здесь 22.11.1610 г. по приказу Лжедмитрия II хан Ураз-Мухаммед был убит. В отместку 11.12.1610 г. ногайский мурза Петр Урусов убил Лжедмитрия II, чем «оказал огромную услугу российской государственности» (В. В. Трепавлов). Вместе с тем вне сферы интересов ученых остаются такие детали, как проживание в те годы в Калуге матери и бабки Мухаммед-Мурада (сына Ураз-Мухаммеда).

В ходе войны с Наполеоном на тер. Калужской обл. находился Тарутинский лагерь, где проходило службу большое число мусульман (см. Участие мусульман в Отечественной войне 1812 г.). В этом регионе произошел целый ряд боевых сражений с участием башкирско-татарской конницы: 1-й Башкирский полк под командованием полковника Н. Д. Кудашева отличился в боях 7 октября, атаковав французские войска при отступлении из Москвы; 12–13 октября в р-не Малоярославца отряд Кудашева захватил много трофеев и отбил пленных; 1-й Тептярский полк действовал в составе калужского ополчения.

Факт того, что уже в кон. XVIII в. в Калуге было учреждено мус. кладбище в Лаврентьевской роще (см. Мус. кладбища Калуги), свидетельствует о проживавших здесь постоянно мусульманах. Однако никаких сведений о них не сохранилось, кроме того факта, что в теч. 1786 г. здесь на положении почетного пленника жил посл. крымский хан Шахин-Гирей «с гаремом и челядью» (этот дом сохранился до сих пор).

Начиная с XIX в., Калуга стала местом ссылки пленных казахов, кавказцев и туркестанцев. Достоверные известия сохранились лишь о некоторых из них. Посл. хан казахского Младшего жуза Арынгазы-хан б. Абулгазы-хан был выслан сюда в 1823 г., здесь же он и скончался в 1833 г. и был похоронен на мус. кладбище в Лаврентьевской роще. Имам Шамиль с многочисленной семьей отбывал здесь ссылку в 1859–68 гг. (сохранился дом, где он проживал), многие его родственники скончались и похоронены на том же кладбище. Здесь жил с семьей в ссылке в 1873–80 гг. премьер-министр Хивинского ханства Мухаммад-Мурад-Деванбеги.

Интересно сохранение в памяти калужан сюжета о большом числе турецких военнопленных (сирийского происхождения), проживавших в городе в XIX в. Речь идет, вероятно, о солдатах Русско-турецкой войны 1877 г.: раненые пленные лечились в городской Хлюстинской больнице, и в связи с массовой гибелью в этой среде было образовано 2-е мус. кладбище рядом с больницей. Обращает на себя внимание, что в устном предании говорится не только о выделении для военнопленных земли под кладбище, но и строительстве для них мечети. Однако архивных подтверждений этому не найдено.

По переписи 1897 г., в Калужской губ. проживало всего 144 мужчины и 28 женщин из числа мусульман. С этого времени известно о существовании здесь имамов из числа татар, но их имена не сохранились, за искл. Салахетдина Алимова (являлся имамом в Калуге в с 1911 г.).

Мус. общину Калуги нач. ХХ в. составляли не только татары (в количестве 77 семейств), но и представители др. национальностей. Так, исторически первым зафиксированным на тер. области вайнахом был видный религиозный деятель Чечни Митаев Бамат-Гирей-хаджи, отбывавший здесь ссылку в 1911–14 гг. и здесь же скончавшийся. В это время отбывали ссылку в Калуге и многие др. известные обществ.-политич. и религиозные деятели из Кавказа, напр. Белхороев Батал-хаджи, а также рядовые участники суфийских выступлений. В те же годы калужские мусульмане обзавелись собств. молельным домом по адресу: ул. Тележная, 2 (ныне ул. Воронина).

В сов. время в Калуге, Малоярославце существовали незарегистрированные религиозные общины, руководимые неофициальными муллами (до 1931 г. в Калуге им был тот же С. Алимов, который затем проживал в Орле и др. местах; в 1946–47 гг. он жил в Малоярославце). Хотя их деятельность сводилась лишь к проведению ритуальной практики (меджлисы, джаназа, никах, имянаречение), но в условиях тотальной атеистической пропаганды она имела огромное значение для сохранения осознания принадлежности к мус. культуре. Существующая в наст. время в Калуге религиозная группа, руководимая Марваном Каюмовым, полностью следует традициям тех неофициальных имамов сов. времени. Об авторитете этих имамов говорит и тот факт, что руководитель Региональной татарской нац.-культурной автономии Р. Ганеев является сыном одного из этих имамов.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.