закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


2 сентября 2021 14:05   Рязанская область 

И.Бикуев: Возрождение историко-культурных объектов — мой долг и моя обязанность, как татарина, как мусульманина…

Интервью с Ильдаром Бикуевым, председателем Татарской национально-культурной автономии Касимова Рязанской области:

 

— Как в настоящее время функционирует известная на весь мир Ханская мечеть?

— Сегодня Ханская мечеть работает в штатном режиме, однако не так, как до пандемии. Проводятся ежедневные пятикратные намазы, джума. В стенах храма отмечаем Курбан-байрам, Ураза-байрам, проводили Мавлид, а также отдельно читали Коран по случаю Дня Победы 9 мая. Касимовский музей-заповедник выехал из мечети в начале этого года, и сейчас никаких фондов в бывшем музее Ханской мечети не хранится. В 2017 и 2018 годах по благословению нашего духовного лидера — муфтия шейха Равиля Гайнутдина мы открывали экспозицию «Этнография касимовских татар», которая получилась очень обширной и интересной. В 2018 году мы открыли экспозицию «Хан-Керман. История с продолжением», которая содержала большое число исторических сведений о такой особой субэтнической группе татар, как касимовские татары, артефактов, среди которых доспехи татарских воинов, датированные началом XVI века, одежда, предметы быта, а также экземпляры Корана. Нам удалось провести эти выставки на высоком, достойном уровне. Но в связи с тем, что мечеть и другие объекты вошли в реставрационную программу по линии Министерства культуры РФ, музею пришлось съехать. Однако мы уповаем на Всевышнего и рассчитываем, что после проведения реставрации вновь откроем экспозицию «Этнография касимовских татар». В ней будут представлены объекты культурного значения не только касимовских татар, но и всех татар, населяющих нашу страну. Все эти свидетельства материальной и духовной культуры мне, как татарину, как мусульманину, очень ценны и дороги. Они несут на себе отпечаток истории моих предков, дух моего народа.

С 2016 года мы стремились попасть в реставрационную программу Минкульта, и благодаря прежде всего муфтию шейху Равилю Гайнутдину, депутату Государственной Думы Ильдару Гильмутдинову мы эту инициативу как-то сдвинули с места. Уже ведутся работы по составлению проектно-сметной документации. Даст Бог, в этом году мы получим проекты по текие Шах-Али и текие Авган-Мухаммеда.

 

— В ходе разработки проекта реконструкции Ханской мечети она была досконально исследована. Вы можете озвучить некие общие выводы реставраторов?

— Я побеседовал с командой проектировщиков, выигравших тендер на реставрацию. Исследовав культурные объекты, они остались довольны, найдя их в удовлетворительном состоянии. В таком состоянии Ханская мечеть с минаретом XV века и текие Шах-Али, датированное XVI веком, — весьма богатое наследие. Ученые-археологи, ведущие разработки, нашли архивные записи, старинные фотографии текие Авган-Мухаммеда и даже созданную в 1928 году акварель, на которой изображены изразцы усыпальницы. Все это вполне реставрируемо. Это важный социальный и, если хотите, политический момент: представьте, мы находимся в 250 километрах от Москвы, и в центрально-европейской части России сохранились вот такие древние памятники татарской, исламской архитектуры. На данный момент в зоне реставрации работают казанские археологи во главе с Ф. Ахметгалиным. Мы беседовали с ним по поводу выставки экспозиции «Касимовские татары», и он готов принять в ней участие, доставив из Казани материалы, найденные в результате раскопок. Так что у нас сложились очень плодотворные отношения с археологами из Татарстана, и они готовы всячески поддерживать нас в этом благом для всего татарского народа деле.

 

— В литературе встречается довольно большой разброс в датах постройки Ханской мечети. Напрашивается необходимость некой коллективной монографии или сборника материалов для обобщения накопленных научных сведений по линии археологов, источниковедов, что дало бы возможность создать выверенную историю объекта…

— Бесспорным фактом является то, что текие хана Шах-Али — не просто историко-культурный объект, но еще и памятник средневековой архитектуры, воздвигнутый в 1555 году, один из немногих в мире сохранившихся подлинных памятников татарского зодчества XVI века. Текие Авган-Мухаммеда — это усыпальница хорезмского царевича, сына Араб-Мухаммед-хана, построенная рязанскими мастерами в 1649 году по заказу Алтын-ханум — супруги Авган-Мухаммеда и дочери хорезмского хана Хаджи-Султан-Мухаммеда. Ханская мечеть — важный памятник татарской культовой архитектуры XVIII–XIX веков, а ее минарет — наследие XV века. Это одна из древнейших мечетей России, и, я считаю, гордость всего татарского народа, всех мусульман мира. Сам Касимов, история ханства в этом крае привлекают и археологов, и историков со всех концов страны. С ними мы плотно сотрудничаем, помогаем друг другу, трудимся во имя возрождения исторической памяти татар. Действительно, напрашивается издание всех этих материалов, хочется, чтобы это был сборник полномасштабных исследований.

По другому важному историко-культурному объекту — мусульманскому кладбищу Касимова — уже готов проект. Мы подключим власти к реставрации нашего мусульманского зиярата, который датируется XVIII веком. Таких старинных зияратов, хорошо сохранившихся, в России не так много. Считаю своим долгом привести эти святыни в порядок, поднять их на достойный уровень. Конечно, для этого нужны определенные денежные средства. Мы говорим «зур рахмат» Духовному управлению мусульман РФ и лично муфтию шейху Равилю Гайнутдину за софинансирование проектов, духовную поддержку этих богоугодных дел. Есть намерение поставить памятник легендарной казанской царице Сююмбике. Благодаря финансовой поддержке нашего муфтия сквер, названный в честь царицы, готов; памятник украсит этот объект. Кстати, ровно пять лет назад в Касимове мы провели представительную Всероссийскую научную конференцию, посвященную исторической значимости этой выдающейся татарской правительницы. Известный казанский историк, ученый с мировым именем академик Тагиров отметил тогда важность исторической преемственности традиций татарского народа и знаковый смысл того, что мероприятие проходит именно здесь.

 

— Каков туристический потенциал у этих объектов?

— Для туристов эти объекты весьма привлекательны, причем не только для российских, но и иностранных, приехавших из Турции, ОАЭ и других стран. Наши памятники, в своем роде уникальные, вызывают большой интерес: и текие Шах-Али, и текие Авган-Мухаммеда, и минарет Ханской мечети, один из старейших на территории России. Когда все это будет отреставрировано, и в достойный вид мы приведем зиярат, туристический поток станет еще больше. Приложу все силы для этого, ведь это важно для меня, как татарина, как мусульманина. В этом, если хотите, я вижу свой долг перед народом и Богом.

 

Беседовал Камиль Ахмадеев

Источник: газета "Минбар ислама", № 300

Система Orphus
ИТОГИ
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2022 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна