закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


14 января 2022 10:38   Москва 

Распространение ислама в Волжской Булгарии: от легенды к научным фактам

Вопросам археологии и истории в ракурсе возникновения и становления исламской культуры на территории современной Российской Федерации была посвящена первая секция VII Всероссийской конференции «Чтения имени Шигабутдина Марджани», открывшей череду торжественных мероприятий, приуроченных к году 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. О разных версиях того, как и когда ислам проник на земли древних булгар, участникам конференции рассказал доктор доктор исторических наук, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, заместитель директора Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ, профессор Фаяз Хузин.

По словам ученого на вопрос возникновения и распространения ислама в древнебулгарской цивилизации существует как минимум три точки зрения: от легендарной до сугубо научной.

Согласно первой из них, появление ислама на территории Волжской Булгарии связано с появлением на ней во время правления легендарного хана Айдара (письменных свидетельств периода его правления – не имеется) сахабов пророка Мухаммеда и датируется VII веком. Таким же легендарным подтверждением этой версии служит родник Габдрахмана, расположенный в северо-восточной части городища Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и названный по имени одного из трех сахабов, который остался на землях Булгара и женился на дочери хана.

Другая версия предполагает проникновение ислама в Волжскую Булгарию не ранее времени Золотой Орды, а его широкое распространение и укрепление – только в период Казанского ханства. Однако данная версия, по словам профессора Хузина, игнорирует более ранние свидетельства.

Наконец, третья, и наиболее обоснованная, точка зрения предлагает рассматривать 922 год в качестве даты официальной фиксации ислама в Волжской Булгарии, однако его проникновение на земли булгар датируются более ранним временем. А именно, на территорию современной России – на Северный Кавказ и далее – ислам проникает в период арабо-хазарских войн и, в частности, после поражения хазар в 737 году . При этом один из основных народов, проживающих в Хазарском Каганате – булгары. Археологически факт присутствия ислама в Хазарском Каганате, просуществовавшем со второй половины VII до конца X веков, как сообщил докладчик, устанавливается уже в 80-е годы прошлого века. При этом, самые ранние из исследованных мусульманских погребений на Дону датируются уже IX веком, что косвенно свидетельствует о частичной исламизации булгар, начавших по ряду причин передвигаться в сторону Волги.

Следующим свидетельством проникновения ислама в Волжскую Булгарию до 922 года профессор назвал факт того, что первый эмир государства Алмуш еще за 20 лет до этого начал чеканить монеты со своим мусульманским именем – Джагфар ибн Абдаллах. Вместе с тем, экспедиция, в которой состоял Ибн Фадлан, помимо задачи официального признания ислама в Волжской Булгарии также должна была доставить на ее земли людей, знающих основы ислама и специалистов в возведении мечетей была задача кроме признания ислама. В этом ключе профессор Хузин упомянул датируемые X веком остатки мечети в Биляре площадью около 2500 квадратных метров.

О том, что к концу X века Волжская Булгария была развитым государством, где прочно укоренился ислам, согласно утверждению доктора наук Фаяза Хузина, свидетельствует текст персидского историка Бейхаки начала XI века, согласно которому хан Ибрагим уже посылал в иранские города деньги на строительство мечетей.

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.