закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


17 декабря 2024 16:05   Москва 

Выступление профессора Дамира Мухетдинова на дне памяти В.В. Трепавлова

Выступление первого заместителя председателя ДУМ Российской Федерации, ректора МИИ, доктора теологии профессора Дамира Мухетдинова на дне памяти Вадима Винцеровича Трепавлова 17 декабря 2024 г.:

Уважаемый президиум! Дорогие коллеги!

Приветствую всех вас от имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и нашего лидера главного муфтия шейха Равиля Гайнутдина, а также от имени Московского исламского института и Издательского дома «Медина».

Я имел удачу общаться и сотрудничать с Вадимом Винцеровичем Трепавловым и знал его как честного порядочного человека и добросовестного ученого. Он никогда не отказывал в просьбах дать консультации или просмотреть редакцию текстов, в том числе он любезно выступил в качестве ответственного редактора нашего опыта создания учебного пособия «История ислама в России», что, естественно не накладывает на него ответственность за какие-то недочеты этой работы. Он всегда был прям в своих оценках и комментариях, не боясь быть жестким, но при этом его тон был всегда корректен.

Также в 2023 году в Издательском доме «Медина» вышло учебное пособие для исламских учебных заведений «Лекции по истории татар Центральной России (XV–XVII вв.) д-ра исторических наук, профессора Валентины Вениаминовны Черновской, которую мы посвятили светлой памяти Вадима Винцеровича.

Последняя статья Вадима Винцеровича «Силсила в политике и идеологии (постордынский мир)» уже посмертно была опубликована в журнале «Ислам в современном мире», где я являюсь главным редактором. Уход из жизни такого крупного ученого является огромной утратой для российской и мировой науки. Вадим Винцерович разрабатывал очень важные исследовательские направления, которые имеют не только научную, но и социальную значимость. В частности, это история Золотой Орды, постзолотоордынских политических образований и входивших в их состав народов, особенное внимание уделяя их отношениям с Московским государством.

Эта тематика имеет большую важность для понимания истории российского государства как многонационального, каким оно исторически сформировалось и является сейчас. Всем нам хорошо известна, в частности, дискуссия вокруг понятия так называемого «ордынского ига» в отношении определенного этапа российской истории. К сожалению, она зачастую выходит за чисто научные рамки, но это как раз дополнительно свидетельствует о социальном значении этого вопроса. В концептуальном плане это проблема сводится к выбору между решениями, считать ли Золотую Орду чем-то иноземным и враждебным в российской истории, или рассматривать ее как этапную часть истории российской государственности? Официальная позиция, отраженная в том числе в учебниках, традиционно воспроизводит первый вариант.

Но вопрос гораздо сложнее и научное решение, если полностью отвлечься от идеологических инспираций, зависит от интерпретации ряда объективных явлений и процессов, обнаруживающих параллели на разных этапах российской истории и, конечно, не только в российской истории. К слову, к изучению российской истории во всей ее сложности достаточно редко привлекаются работы востоковедов и не в том объеме, какой можно было бы ожидать по причине разнообразия базы письменных источников по истории России и потенциала теоретических разработок, основанных на материале так называемых восточных обществ.

В качестве примера можно отметить вопрос об интерпретации модели отношений между политическим центром и периферией, в том числе о месте здесь обменных и фискальных практик, где в нашем случае это «дань» (довольно многозначное слово в древнерусском языке, отнюдь не обладающее отрицательными коннотациями).

Я однажды прямо спросил у Вадима Винцеровича его мнение касательно того, можно ли считать русские княжества частью Золотой Орды? Он ответил вполне однозначно, что, да, по всем формальным признакам этого нельзя отрицать.

Я благодарен покойному Вадиму Винцеровичу, которого считаю своим учителем, за то, что своими трудами, привлечением широкой источниковой базы, доказал возможность такого объективного и, я бы сказал, инклюзивного подхода к отечественной истории.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2025 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.