закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


5 марта 2014 10:38    

Заключение Совета улемов ДУМЕР относительно временного брака

Заключение Совета улемов ДУМЕР относительно временного брака. Фото: islam.ru
Заключение Совета улемов ДУМЕР относительно временного брака. Фото: islam.ru

Брак мут‘а, то есть брак, заключаемый на ограниченное время, — это договоренность между мужчиной и незамужней женщиной о том, что она будет жить у него как жена в течение определенного или неопределенного срока, получив в итоге материальное вознаграждение.

Целью такой договоренности является удовлетворение плотских и материальных потребностей. Завершается все это без бракоразводного процесса по истечении обозначенного срока либо пара просто расстается, если срок не был обозначен[1].

Нет сомнений в том, что такой союз никак не может считаться мусульманским браком, и это потому, что (1) семья в Исламе строится на основе развития и сохранения чувств любви и милосердия между мужем и женою[2]; (2) результатом семейных взаимоотношений становится рождение и воспитание детей, а после и внуков[3], взаимопомощь в их воспитании и становлении; (3) муж обязан в меру сил и возможностей материально обеспечивать свою семью[4]; (4) муж и жена наследуют часть имущества друг от друга[5]; (5) ребенок должен носить отчество своего родного отца[6]. Ничего из перечисленного, а также необходимости развода[7] при окончательном прекращении отношений, послеразводного периода[8] (обозначенного в Коране, в том числе для выявления беременности) и срока ожидания после смерти мужа[9] во временном браке нет[10].

 

МНЕНИЯ БОГОСЛОВОВ О ВРЕМЕННЫХ БРАКАХ И АРГУМЕНТАЦИЯ

Начнем с того, что в Исламе заключаемый брак не может быть ограничен временем, то есть вступающие в брак не договариваются о том, что делают это на определенный срок. Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически считается недействительным[11], а интимные отношения между мужчиной и женщиной в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские ученые[12].

Среди богословско-правовых школ шиитского толка временный брак (мут‘а) допускается только последователями джа‘фаритского (имамитского) мазхаба[13]. Для заключения временного брака у имамитов достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей и опекуна на церемонии бракосочетания не является необходимым условием. Наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов отсутствуют, а расторгается этот “брак” без процедуры развода[14]. Исходя из всего описанного, такой “брак” скорее напоминает завуалированное прелюбодеяние, чем благодатный супружеский союз по Исламу[15]. Мнение имамитов по данному вопросу не может быть признано, ибо их концепция временного брака противоречит Священному Корану и Сунне Пророка, как их духу, так и тексту. Достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) после двух случаев допущения временного брака[16], заключенного некоторыми из его сподвижников во время продолжительных походов на дальние расстояния[17], в итоге запретил временные отношения между мужчиной и женщиной. Вот несколько достоверных хадисов по этому поводу:

(1) “Люди, я [было][18] разрешил вам временный брак [в период долгих и продолжительных походов]. Но, воистину, Господь запретил это вплоть до Конца Света”[19].

(2) Саляма ибн аль-Аква‘ передал: “В год Автос Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) разрешил мут‘а (временный брак) на три дня, но после [по истечении трех дней] запретил это [навсегда]”[20].

(3) Со слов сподвижника Сабра[21] известно, что “Пророк оговорил [повторно и убежденно] запретность временного брака во время прощальной проповеди[22], подчеркнув, что этот запрет действенен до Конца Света [то есть ничем и никем не может быть отменен]”[23].

(4) Имам ‘Али ибн Абу Талиб передал[24]: “Поистине, посланник Божий (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара”[25].

(5) ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда стал правителем правоверных, обратился к людям с речью, в которой также отметил: “Поистине, посланник Божий на три дня разрешил нам (его сподвижникам) мут‘а (временный брак) [то есть такое было в период становления Ислама при жизни Пророка], но после он (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил это. И клянусь Богом, если я узнаю, что какой-то женатый мужчина вступил во временные отношения с женщиной, его ждет смертная казнь!”[26]

 

Мнение сподвижника пророка Мухаммада Ибн ‘Аббаса, которое было озвучено им уже после смерти Пророка, о “дозволенности временного брака в случае крайней нужды и отдаленности от дома” имело место быть. Но в последующем, особенно после упрека имама ‘Али ибн Абу Талиба в его адрес[27], негодования ‘Абдуллы ибн аз-Зубейра[28] и других, Ибн ‘Аббас понял, как в народе истолковали его слова и отказался от них[29]. Первоначально он допускал подобное, проводя аналогию со спиртным и мертвечиной, употребление которых канонически допускается в момент, когда человек испытывает смертельно опасное для него чувство голода (когда находится в состоянии, граничащем со смертью). Данная аналогия была отвергнута другими учеными и в последующем им же самим (Ибн ‘Аббасом), так как проведена между совершенно несопоставимыми вещами. Употребление запретного допускается в состоянии “махмаса”, когда отсутствует иная пища, и человек, отказавшись от поддержания сил запретным, может умереть. А ситуация временных браков — это вопрос воли, разума, правильного (низкокалорийного) питания или поста[30], и никак не относится к состоянию “между жизнью и смертью”[31]. Ни мужчина, ни женщина не умрут, сколь бы продолжительным воздержание ни было бы.

Великие мухаддисы имам аль-Бухари и имам Муслим, приводя хадисы о временном браке в отдельных главах, назвали их “Итоговый запрет пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) на временный брак”[32] и “Временный брак: о том, что он был разрешен, но затем разрешение это было аннулировано, после этого — разрешен, но затем разрешение это было аннулировано, и запрет на него установился до Конца Света”[33].

У Джа‘фара ибн Мухаммада спросили про временный брак. Ученый ответил: “Это — натуральное прелюбодеяние!”[34] В книгах по мусульманскому богословию приводится итоговое единое мнение (иджма‘) сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) и ученых о том, что временный брак (мут‘а) запрещен (харам) и навсегда[35].

 

Крупный ученый прошлого столетия, аль-имам аль-акбар, Махмуд Шальтут, итожа свое богословское исследование о категорической недопустимости временного брака в Исламе, сказал: “Те каноны, которые разрешают женщине за год выйти замуж поочередно за одиннадцать мужчин, а мужчине жениться на разных женщинах ежедневно, не возлагая на себя никаких семейных обязательств, не могут быть канонами от Господа миров, канонами чистоты и целомудрия”[36].

 

Авторы-составители:

Шамиль-хазрат Аляутдинов

заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России,

главный имам Мемориальной мечети на Поклонной горе;

Ильдар-хазрат Аляутдинов

ученый секретарь Совета улемов Духовного управления мусульман Европейской части России, муфтий г. Москвы, главный имам Московской Соборной мечети



[1] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 403; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. С. 361; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 273.

 

[2] “И из Его [Всевышнего Творца] знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары, мужа, жены] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между мужем и женою] чувства любви и милосердия [которые должны сохраняться и развиваться в семейном кругу]. Поистине, во всем этом — знамения для размышляющих” (Св. Коран, 30:21).

 

[3] “Всевышний из вас же самих [из той же квинтэссенции] сделал для вас представителей противоположного пола, при участии которых [для женщин — мужья; для мужчин — жены] у вас рождаются дети [а затем] и внуки. И даровал Он вам столько хороших, приятных благ! Следует ли верить в ложное, отрицая при этом Божьи дары (или: “Что же это они (люди) веруют в ложное и Божьи дары отрицают”)?!” (Св. Коран, 16:72).

 

[4] “Мужья являются главами семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]…” (Св. Коран, 4:34).

 

[5] “Вам [мужьям в качестве наследства] — половина из того, что оставляют жены [покидая бренный мир], если детей у них нет. Если же дети есть [от вас они или от предыдущего мужа, неважно], тогда — четверть из того, что они [ваши жены] оставили. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойной].

Им же [вашим женам, если вы умрете] — четверть из того, что оставите, если детей у вас нет. Если же дети есть [родившиеся в браке с этой женой или прежней вашей супругой], то им — восьмая часть [от всего наследства], что оставлено вами. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов. [Если жен больше одной, тогда между ними поровну распределяется четвертая часть (если нет детей) или восьмая часть (если есть дети).]” (см. Св. Коран, 4:12).

 

[6] “Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Богом. А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники). Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив [а потому, пока человек жив, есть возможность раскаяться и исправиться]” (Св. Коран, 33:5).

 

[7] “Самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения семейного конфликта] — развод”, — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, “сахих”.

 

[8] См. об этом: Св. Коран, 2:228.

 

[9] “[После смерти своего мужа женщина может выйти замуж повторно через четыре месяца и десять дней. Если же она беременна, то — сразу после рождения ребенка.] Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Всевышний в полной мере осведомлен о том, что вы делаете” (Св. Коран, 2:234).

 

[10] Некоторые ученые-шииты, допускающие подобные временные отношения, упоминают послеразводный период в два менструальных цикла, а также срок ожидания в четыре месяца и десять дней после неожиданной смерти сожителя. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6553.

 

[11] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11т. Т. 9. С. 6551.

 

[12] Например, шииты-зейдиты. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6554.

 

[13] Аль-мазхаб аль-джа‘фари — религиозно-правовая школа шиитов-имамитов (одно из ответвлений имамитов), названная по имени имама Джа‘фара ас-Содыка (699–765 гг.). См., например: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 252.

Этот мазхаб распространен в исламской республике Иран, в ряде областей которой встречается практика временных браков.

 

[14] Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6552.

 

[15] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6558.

 

[16] То есть разрешил в одной ситуации, но после запретил, затем опять разрешил, но после окончательно и навсегда запретил. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 9. С. 181.

 

[17] Тогда сподвижники спросили: “Может, нам кастрировать себя [дабы не отвлекаться на женщин]?” См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 550, хадис № 11-(1404).

 

[18] Подробнее см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. Т. 3. С. 460.

 

[19] Св. х. Муслима, Ахмада и аль-Байхакы. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 552, хадис № 21–(1406); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 642, глава № 15, хадис № 11; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 42, хадис № 2612.

 

[20] См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 551, хадис № 18–(1405); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 641, глава № 15, хадис № 9; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 141, хадис № 2679.

Пояснение к хадису см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 181.

 

[21] В своде хадисов имама Муслима приводится хадис, где рассказывается сыном этого сподвижника о том, как Пророк дал разрешение на временный брак, и он, Сабра, в результате этого женился. Но через некоторое время Пророком был оговорен полный запрет на подобное, и Сабра расстался с той женщиной.

 

[22] Во время прощальной проповеди Пророк повторно оговорил запретность временного брака. Однако же впервые окончательный запрет на временные браки был озвучен в походе аль-Фатх, в чем сходятся мнения подавляющего большинства ученых. Подробнее об этом см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 210–212; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 180, 181; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 459.

 

[23] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Особенности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 3. С. 163, хадис № 1011; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 212, хадис № 1962, “сахих”.

Мой первый пункт является частью этого хадиса. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 552, хадис № 21–(1406); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 642, глава № 15, хадис № 11.

 

[24] Имам ‘Али неоднократно в разных ситуациях говорил об отмене и явной запретности временных браков. Отдельные высказывания на этот счет см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 215.

 

[25] Св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 207, 208, хадисы № 5115 и 5119, а также с. 210; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 553, 554, хадисы № 29–(1407) — 32–(1407); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 348, хадис № 1123, “хасан сахих”; Ибн Маджа М. Сунан. С. 212, хадис № 1961, “сахих”.

Также см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 460, 461.

[26] См.: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 43, хадис № 2613; Ибн Маджа М. Сунан. С. 213, хадис № 1963, “хасан”; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 463.

 

[27] Тогда имам ‘Али возмущенно воскликнул: “Поистине, ты отклонился от верного пути [в данном вопросе]! Нет сомнений в том, что Божий посланник (да благословит его Всевышний и приветствует) [в итоге] запретил мут‘а (временный брак)!” См., например: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 42, хадисы № 2610, 2611.

 

[28] См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 553, хадис № 27–(1406); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 188.

 

[29] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 209; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 348; Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 163; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 42; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 461; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6556, 6557.

 

[30] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), обращаясь к молодым людям, сказал: “Молодежь! Кто из вас в состоянии жениться, тот пусть женится! Кто не может [на данный момент жениться], тот пусть постится”. Данный пост не является обязательным, кроме как в ситуации, когда юноша знает, что в противном случае он точно совершит прелюбодеяние. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 10. С. 133, хадис № 5065.

 

[31] См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 163, 164.

 

[32] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1647.

 

[33] См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 550.

 

[34] Данные слова цитирует имам аль-Байхакы. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 216; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 143.

 

[35] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 216; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 181; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 143, 144; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6557.

 

[36] См.: Шальтут М. Аль-фатава. С. 275.

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.