закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


22 декабря 2020 13:16    

Заседание Совета по исламскому образованию

Выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамира Мухетдинова на заседании Совета по исламскому образованию:

Прежде всего сердечно благодарю наших уважаемых муфтиев, как принято говорить, руководителей федеральных муфтиятов, представляющих три основных центра нашей страны — ЦДУМ, ДУМРФ, КЦМСК. Я еще раз всем нашим коллегам хочу напомнить, что именно по их просьбе поддержать российское исламское образование, которая была адресована Главе государства в далеком 2002 году, стартовала и реализуется эта сегодняшняя программа.

В предыдущие годы при непосредственном участии правительства Российской Федерации, Администрации президента, светских вузов–партнеров была проделана колоссальная работа, разработаны тысячи учебных пособий, книг, проведено огромное количество научно–практических и теологических конференций и других мероприятий. Благодаря этой Программе десятки тысяч людей в нашей стране, от Владивостока до Калининграда, смогли пройти образовательные курсы, получить профессиональные навыки, познакомиться друг с другом и сблизить свои взгляды и сердца.

Наша организация — Духовное управление мусульман Российской Федерации — функционирует в 66 субъектах страны, в которых работают централизованные, местные и образовательные религиозные организации в составе ДУМ РФ. Мы стараемся максимально эффективно пользоваться той возможностью, которую предоставило нам государство в течение последних двух десятилетий. Вы знаете, что по нашему направлению — по направлению ДУМ РФ — 50 человек училось или продолжает учиться в стенах двух старейших и ведущих вузов нашей страны: Московском государственном университете имени Михаила Ломоносова и Санкт–Петербургском государственном университете. В МГУ это Институт стран Азии и Африки, в СПбГУ — Восточный факультет. Только в уходящем году Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который с января 2020 года стал основным и единственным оператором Программы и получает финансирование со стороны государства, профинансировал по нашей просьбе обучение 16 человек в МГУ и СПбГУ. Таким образом, на сегодняшний день 32 наших сотрудника–имама являются одновременно и студентами ИСАА МГУ или Востфака СПбГУ.

Вы помните выступление бывшего полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, который на всех заседаниях в разных городах округа много говорил о трехступенчатой системе исламского образования: начиная от мектебе и медресе и заканчивая исламскими вузами и магистратурой. Но мы не принимали этот вариант системы, у нас было свое академическое видение, вершиной которого является докторантура. Вы знаете, что совсем недавно состоялась первая в России защита докторской диссертации по исламской теологии в стенах государственного вуза — СПбГУ, и, ин ша Аллах, я надеюсь, что в январе будет уже вручен диплом и зафиксирован этот прорыв в области исламской теологии. Я сейчас пытаюсь сказать не лично о себе, а о том, что наши с вами мусульманские духовные

лидеры, ученые, преподаватели, педагоги приобрели прямую возможность получать не документы, которые признаются отдельно взятыми исламскими вузами, а, возможно, и лишь отдельно взятыми духовными управлениями, а признаются органами государственной власти как полноценные дипломы о защите кандидатских и докторских диссертаций.

В 2021 году мы начинаем праздновать 1100–летие принятия ислама народами Волжской Булгарии. Предполагается комплекс мероприятий, который будет проходить два года. Муфтием шейхом Равилем Гайнутдином поставлена задача в ближайшие два года подготовить еще несколько человек, выходящих на защиту докторских диссертаций по исламской теологии, и почти около десятка человек, уже сейчас находятся на финишной прямой по защите кандидатских диссертаций. Вы знаете, у наших православных коллег есть один доктор православной теологии, теперь есть один доктор исламской теологии, но у них большое опережение по кандидатам теологических наук — у них их 8 человек. Поэтому нам с вами есть над чем работать. Уже 15 лет работает Совет по исламскому образованию, и пора уже реально готовить и кандидатов, и докторов наук, заниматься конкретными делами. Бакалавры, магистры, аспиранты уже успешно работают, мы координируем эту деятельность, определяем темы их будущих магистерских, кандидатских диссертаций, не пуская это на самотек. Мы считаем, что под нашим наставничеством они смогут стать достойными учеными и оказаться полезными не только российской умме, но и всему мировому исламскому сообществу, т. к. на сегодняшний день, по словам европейских политиков, ислам нуждается в большой реформации, в своем осмыслении и переосмыслении.

В плане научных конференций и курсов повышения квалификации мусульманских религиозных деятелей наша организация, наверное, ведущая в стране, потому что мы проводим около 10 больших научных конференций каждый год в течение уже 15 лет. Например, известные всем «Фаизхановские чтения» стали в этом году по счету уже 16–ми. То же самое касается Чтений имени Галимджана Баруди, Шихабутдина Марджани, Мухлисы Буби, которые проводятся в разных городах нашей страны. В этом году мы впервые подключили Новосибирск и Омск, и вот уже в далеких сибирских городах правоверные мусульмане, активисты, преподаватели смогли наконец–то узнать о плодах нашей совместной деятельности, чем же занимаются Москва, Казань, европейская часть страны. В следующем году мы планируем расширить географию и провести подобные мероприятия уже и во Владивостоке, Хабаровске, других далеких от центра регионах нашей страны, чтобы как можно больше охватить и федеральных округов, и региональных структур, и наших верующих людей.

Еще раз подчеркну, коллеги, что курсы повышения квалификации и конференции занимают значимое место в жизни российских мусульман. Принимая план на 2021 год, обращаем внимание коллег из Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, администрации президента и правительства Российской Федерации, чтобы мы трезво смотрели на все это, не поддавались уговорам, мол, достаточно одной конференции, достаточно одних курсов. Я уверен, что вы все сами десятки лет были участниками этих программ и понимаете, какую пользу они принесли нам в сближении наших взглядов, и после многих лет раздоров, непониманий, оставшихся нам от 1990–х годов, мы смогли все это преодолеть благодаря конструктивному подходу и

совместному проведению мероприятий в разных уголках нашей страны. Тем самым, можно сказать, что эта Программа теологически, теоретически и эмоционально сблизила ее участников.

Касательно учебной литературы и учебных пособий скажу следующее. Вы помните, коллеги, что Владимир Владимирович Путин в городе Уфе озвучил очень важную на мой взгляд фразу о необходимости возрождения отечественного богословского наследия. Буквально на днях, на пленарной части конференции в Уфе я делал доклад по теме традиционного ислама, в котором я порассуждал об осмыслении этого понятия. Ведь одно дело помпезно озвучивать красивые слова о возрождении богословского наследия, а другое — реализовывать это, наполнять смыслами и понимать, а какой выхлоп это может дать и к каким последствиям привести. Это совершенно разные вещи. Мы прекрасно понимаем, читая работы таких «либералов», прогрессивно мыслящих людей, как Риза Фахретдин, и Муса Бигиев, и Шихабутдин Марджани, и Курсави, и других великих авторов из Урала–Поволжья, Кавказа, Сибири, что в их наследии есть вещи, которые необходимо переосмыслять и комментировать с учетом реалий XXI века. Не все, что было сказано ими в веке XIX, является допустимым с точки зрения федерального законодательства, и, дабы не получить, выражаясь словами нашего президента, «двушечку», нужно очень четко всё корректировать, делая сноски или научные комментарии соответствующим текстам.

Поэтому, как и сказал уважаемый Рафик Мухаметшин, мы очень щепетильно отнеслись к этой работе, привлекая к написанию рецензий специалистов, имеющих вес в научно–академическом сообществе. Московский исламский институт лидирует по количеству научных изданий и широте круга привлеченных специалистов, он подготовил основной корпус богословской литературы, а это, уважаемые коллеги, 11 трудов Мусы Джаруллаха Бигиева на русском языке, 10 трудов на старотатарском, на котором он писал, это 10 работ муфтия Ризы Фахретдина и еще несколько десятков работ известных муджаддидов XIX и XX веков, фамилии и имена которых должны быть знакомы любому уважающему себя человеку, считающему себя интеллигентом и интеллектуалом от ислама. Я говорю про имена таких людей, как Мухаммад Абдо, Рашид Рида, ибо все наши ученые XIX века — и северокавказские ученые, и поволжские, и уральские — в той или иной степени были их учениками. А так как эти ученики по приезде в Россию возглавляли медресе, как то, к примеру, сделал Зияэтдин Камали, основав крупнейшее новометодное медресе в Уфе, то, по сути, вся последующая интеллигенция Татарстана, Башкортостана, Дагестана, других республик Северного Кавказа вышла из «их штанов», является продуктом вот этих ученых–джадидов, муджаддидов XIX–XX веков. Но, уважаемые коллеги, еще раз обращаю ваше внимание на то, что рецензенты — это ведущие сотрудники академических учреждений нашей страны: Институт востоковедения, Институт философии, МГУ, СПбГУ. И мы выбирали специалистов, которые специализируются именно на творчестве того или иного ученого, знакомы с его трудами, не являются дилетантами и известны в самых широких научных кругах нашей страны. Я считаю, что, используя такой подход, мы выведем отечественное исламское образование на совершенно иной качественный уровень. И, как говорил Исмаил–бей Гаспринский в своей известной работе «Русское

мусульманство», «я надеюсь, что российские мусульмане будут в авангарде всего мирового исламского движения». Этого я всем нам и желаю.

Ас–саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

22 декабря 2020 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.