закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


20 октября 2023 10:02   Москва 

Умеренность – это укрепление веры в душах и облегчение жизни людей во второстепенных вопросах – доктор Хусейн ас-Самарраи

Интервью Хусейна Гази ас-Самарраи, члена Высшего комитета Иракской академии фикха, доктора шариатских наук (Багдад) на полях XVI «Чтений им. Галимджана Баруди» и II Международного симпозиума по фетвам 20–25 сентября 2023 г. в Москве.

 

– Уважаемый шейх, II Международный симпозиум по фетвам собрал в Москве ученых из Египта, Сирии, Иордании, Палестины, африканских стран. Вы услышали выступления и своих российских коллег. Как бы Вы оценили эту встречу факихов, знатоков исламского права, представляющих различные регионы исламского мира?

– Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Я считаю, что на этом симпозиуме был рассмотрен ряд важных аспектов, касающихся фетвы, а именно вопросы разработки фетвы, ее обновления, вопросы взаимодействия ученых, представляющих различные правовые школы, выработки фетвы с опорой на правовую школу одного мазхаба. Все эти проблемы требуют от нас детального изучения и сознательного подхода.  Мы прекрасно понимаем, что они (проблемы) появились не сегодня. Их исследованием занимались на протяжении столетий наши предшественники, но жизнь меняется, и сегодня нужны новые подходы к решению этих вопросов.

Кроме этого, современная действительность ставит перед нами новые проблемы – воинствующий атеизм, распространение наркотиков, новые формы финансовых, в том числе банковских, отношений (с ростовщическим процентом или без), взаимодействие исламских и неисламских банков, – все эти и многие другие проблемы и беды нашего века требуют принятия фетв и использования такого инструмента, как иджтихад. Безусловно, мы опираемся на богатейшее наследие и опыт ученых прошлого, но двери иджтихада открыты сегодняшнему дню, и мы должны искать решения проблем с помощью новых методов, во благо общества и ради облегчения жизни людей

– Исходя из Ваших слов, на ученых возлагается огромная ответственность…

– Безусловно. Ученый должен быть открыт миру, он должен внимательно всматриваться в происходящее сегодня, быть наблюдательным и проницательным, потому что задача ученого-факиха – служение обществу.

Ислам – это религия умеренности. Умеренность означает  укрепление основ веры в душах людей и облегчение их жизни в вопросах второстепенных. А этих второстепенных вопросов современная жизнь ставит множество, и наша обязанность их изучать и помогать людям. Например, у нас, в Ираке, предоставляется денежная ссуда для строительства жилья, правда, под небольшие проценты. Это так называемая административная пошлина, которую получает банк за выполнение определенных услуг при оформлении ссуды. Если семейная пара живет в стесненных жилищных условиях, с родителями, много детей, она, как мы считаем, вправе взять эту ссуду, потому что в результате улучшается жизнь людей. Это допустимо, потому что есть нужда, потребность. Таких вопросов в современной жизни множество, и мы в Ираке стараемся их изучить и вынести соответствующее правовое решение.

Конечно, в каждой стране есть свои специфические проблемы, но механизмы их решения с точки зрения мусульманского права едины в отличие от восприятия ученых, их мыслей и идей. У некоторых разум застывший, окостенелый, опирающийся на устоявшиеся догмы, у других – открытый, постоянно развивающийся, познающий действительность, он и дает правильные решения проблем.

– В своем выступлении на симпозиуме Вы кратко коснулись темы сотрудничества между российскими мусульманами и мусульманами Ирака. В чем оно конкретно проявляется и каковы, на Ваш взгляд, его перспективы?

– Между Управлением суннитских вакфов Ирака и ДУМ РФ меморандум о сотрудничестве был подписан еще в 2019 году. Совсем недавно делегация Духовного управления мусульман РФ посетила Багдад. Мы провели курсы повышения квалификации для российских муфтиев и членов Совета улемов. Под руководством наших профессоров они изучали усуль ад-дин,  хадисы, тафсир, основы фикха, правовые науки в Университете имама Абу Ханифы в Эрбиле. Это были очень продуктивные лекции и занятия. Как я знаю, члены российской делегации были удовлетворены этими курсами. Думаю, что в скором времени мы примем еще одну группу муфтиев и имамов из России.

Здесь, в Москве, мы были счастливы встретиться с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином. Он очень открытый человек, который с большой симпатией относится к Ираку. Со своей стороны могу сказать, что нам очень интересно познакомиться с тем, что происходит в России, в том числе и в жизни российских мусульман, и в ближайшее время мы планируем направить в Россию нашу делегацию. Этот обмен визитами укрепляет наше единство, наше доверие и упрочивает наши связи. Мы следуем завету Всевышнего, который сказал: «О люди! Воистину, мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга…»

– Благодарю Вас.

Беседовала Ольга Сёмина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.