закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


13 марта 2024 13:49    

Интервью с преподавателем Исламского университета в Хасавюрте Абдуллахом Якубовым

Исламский университет имени имама аль-Ашъари в Хасавюрте ведет свою историю с 1987 года, когда под началом Мухаммада Саида Абубакарова в Хасавюрте открывается медресе, на основе которого в 1992 учрежден этот вуз. Один из ведущих преподавателей учебного заведения Абдуллах Якубов стал участником II Международного симпозиума по фетвам в рамках XVI Международных чтений имени Галимджана Баруди в Московской Соборной мечети. На полях научного форума наш корреспондент побеседовала с молодым ученым.

 

- Уважаемый шейх Абдуллах! Расскажите о себе. Где Вы получили исламское образование?

- Я родом из Дагестана, по национальности аварец. Окончил исламский университет имени имама аль-Ашъари в Хасавюрте, в 2008 году. После продолжил учебу в Сирии. Три года учился в филиале суданского исламского университета Умм Дармана в Дамаске. Там начал работу над кандидатской диссертацией по актуальной на сегодняшний день теме – «Неправильно вынесенные фетвы: весы и правила». Из-за известных сирийских событий я перебрался в Ливан, где и защитился в 2013 году.

Из Ливана переехал в Египет. Там – университет аль-Азхар, как можно туда не поехать? Часы пребывания в мечети аль-Азхар – самые приятные и самые яркие моменты моей жизни.

Докторскую диссертацию по теме «Аль-Мадхаль фи аль-фикх» я защитил в Ливане в 2015 году.

В сентябре 2015 года я вернулся в Дагестан: по приеду началась моя преподавательская деятельность в своем родном Исламском университете. Помимо преподавания, по сей день продолжаю заниматься изучением наследия имама аш-Шафии.

- Я так понимаю, что наследие имама аш-Шафии занимает особое место в Вашей научной исследовательской работе. Чем Вы это объясните?

- Дело в том, что Дагестане существует мнение: книги имама аш-Шафии мусульманину, который еще не постиг основ религии и не знаком с основами фикха, читать нельзя. В них есть много моментов, которые могут его сбить с истинного пути. Я слышал об этом еще в детстве от отца, который был человеком знающим. И, наверно, лет с 13-ти меня волновала мысль – почему нельзя читать труды имама аш-Шафии? В чем он расходится с другими имамами? В каких вопросах возникают противоречия? Познакомившись с книгами основателей других мазхабов, я выделил 100 таких вопросов, по которым мнение имама аш-Шафии считается неправильным. У многих мусульман это может вызвать недоумение: как такое может быть? Разве может такой ученый, как имам аш-Шафии, ошибаться?

 

- Вы считаете, что может?

- Да. Но тут надо вспомнить биографию имама аш-Шафии. Он родился в Палестине. Основополагающие знания получил в Мекке и Медине. Свой большой труд «аль-Худжа» написал в Багдаде. Оттуда он отправился в Египет, где прошли последние пять лет его жизни. Именно там имам аш-Шафии, исходя из новых условий, в которых оказался, пересмотрел свои взгляды на некоторые богословско-правовые вопросы. Поэтому говорят о старом и новом периодах в творчестве имама. Его первоначальные взгляды изложены в книге «аль-Худжа», а новые - в книге «аль-Умм», созданной в Каире. По этой причине его наследие подразделяется на позднее и ранее, и это стало предметом споров о возможности применения его учения для вынесения фетв. Я выбрал 100 вопросов, решение по которым имам аш-Шафии изменил, находясь в Египте и которые приспособил к современным ему реалиям. Рассмотрению этих вопросов я и посвятил свою диссертацию.

Мухаммад Саид Абубакаров

- Выступая на симпозиуме по фетвам, Вы в своем докладе сказали, что мусульмане плохо знают труды основателей тех мазхабов, последователями которых являются…

- Нет, я старался донести до участников симпозиума другую идею. Одно дело – знать мазхаб. И совсем другое дело – знать, исходя из чего было высказано мнение, может ли оно меняться в зависимости от времени и места. Простой пример: молитва. Представители всех мазхабов единодушны – человек должен совершать молитву, пока у него есть разум. Это неоспоримо. Но есть вопросы, по которым мнения будут разными. Например, стоя в одном ряду с женщиной, можно совершать молитву или нет? Имам аш-Шафии говорит одно, Абу Ханифа – другое. Ученый (факих) как раз и должен знать, какие положения, какие вопросы нашей религии подлежат рассмотрению, а какие нет. Есть положения непреложные, неизменные, а есть те, которые могут меняться в зависимости от времени, места, обстоятельств.

Кто такой мусульманин? Тот, кто совершает молитву пять раз в день, держит пост в рамадан, помогает бедным и неимущим, не ест свинину, почитает родителей, соблюдает законы государства. Все то основополагающие для мусульманина вопросы, они составляют его суть, и эти вопросы - не подлежат обсуждению и пересмотру. На них есть четкое указание в тексте Корана, в Сунне Пророка (мир ему и благословение) и есть иджма. Многие другие вопросы, касающиеся, в том числе повседневной жизни мусульманина, должны решаться в зависимости от места, времени, обстоятельств. Если по какому-то вопросу есть конкретный хадис, то ученые-факихи должны выяснить все мнения по данному хадису и определить, подлежит он пересмотру или нет.

 

- Объясните, что значит «хадис подлежит пересмотру»?

- Приведу простой пример - наджаса. Известен хадис, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, вылейте содержимое и промойте этот сосуд семь раз, первый раз – землей». То же самое касается и свиньи. Но маликиты говорят, что свинья – не грязное животное, а чистое. Поэтому согласно маликитскому мазхабу, смыть 7 раз сосуд - желательно, для шафиитов же это - обязательно. Возникает вопрос: обязательно ли в современных условиях использовать землю? Допустимо ли использование моющих средств? Чтобы вынести окончательное решение, мы должны рассмотреть все мнения и только тогда дать конечный хукм.

- Симпозиум по фетвам собрал в Москве мусульман со всей страны и зарубежных ученых. Для Вас лично он был полезен? Насколько его тематика актуальна для современной России?

- Тема, вынесенная в заглавие конференции, «Методология принятия фетв в России: анализ наследия и современный опыт» сегодня становится все более востребованной. До сих пор было не так. При этом мы видим, что одни говорят: мы должны вернуться к Корану и Сунне. Это одна крайность. Другие призывают опираться на мнение ученых, мол, у них больше знаний, чем содержится в Коране и Сунне. Я считаю, что и те, и другие не правы. Мы, факихи, должны, опираясь на Коран и Сунну Пророка (мир ему и благословение) найти новые методы для решения насущных вопросов. Не на каждый вопрос, который волнует мусульман, современная наука дает ответ. Например, вопрос половой зрелости мальчика или девочки – его невозможно определить научно, все зависит от индивидуальных особенностей каждого организма и места проживания. Или менструальный цикл – сколько длится? Это ключевой вопрос мусульманок. Наука не может дать ответ, потому что это опять-таки индивидуальные особенности каждого организма.

Безусловно, все, что доказано наукой, мы используем при принятии решений, потому что научно доказанный факт – это вершина человеческого интеллекта. А ислам – это религия, в которой разум человеческий ценится превыше всего. Всевышний проявил уважение к разуму. Поэтому на ученых, на тех, кто берется за вынесение решений, лежит огромная ответственность. И главным их методом в решении спорных вопросов должен быть комплексный подход.

Мы сейчас наверстываем упущенное за годы советской власти, когда огромное количество священнослужителей – и мусульман, и православных - было уничтожено, погибло. Были уничтожены церковные книги, труды наших ученых. Сегодня нам нужен образованный круг священнослужителей, мусульманской интеллигенции, которая думает и читает. Мы, мусульмане, - община читающих! Шайтан, наши враги могут сбить нас с прямого пути только из-за нашего незнания и невежества.

Потому я очень рад этому симпозиуму, рад, что в центре Москвы имамы и ученые из 60-ти субъектов России, из государств исламского мира собрались и обсуждали механизмы принятия фетв, их разработки. Такого, наверно, Москва не видела. Поколение новых имамов – Шамиль Аляутдинов, Ильдар Аляутдинов, их соратники в ДУМ РФ – проделали колоссальную работу. Это очень радует. Даст Аллах, мы доживем до следующего форума, и я уверен, будет совсем другой формат вопросов и ответов, другой уровень обсуждения тем.

- Благодарю Вас.

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.