закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


16 января 2025 11:33    

Муфтий Сербии Мевлюд Дудич: свободу веры мы получили при новом руководстве страны

О достижениях и проблемах мусульман Сербии и взаимоотношениях с государством рассказал нашему корреспонденту на полях ХХ Международного мусульманского форума «Путь мира: диалог как основа гармоничного сосуществования» 21 сентября 2024 года в Москве председатель Мешихата (централизованной структуры мусульман) Сербии, доктор философии муфтий Мевлюд Дудич.

 

– Уважаемый муфтий, рада Вас приветствовать в Москве…

–  Спасибо. Позвольте Вам прежде всего подарить книгу: в ней рассказывается о том, как ислам пришел на нашу землю, в Санджак. Он утвердился здесь несколько веков назад, когда Сербия вошла в состав Османской империи. Столицу Санджака – город Нови-Пазар основал Иса-бей. Его именем названа школа, которая готовит имам-хатыбов. В книге немало страниц посвящено этому учебному заведению, тому, как оно развивалось на протяжении веков, приводятся имена преподавателей и выпускников, очень много фотографий…

 

– Благодарю Вас за подарок. Эта книга – хороший повод для того, чтобы начать нашу беседу с вопросов о мусульманской общине Сербии. Согласно официальным данным, сегодня в республике проживает приблизительно 250 тысяч мусульман…

– Нет, значительно больше – около 700 тысяч. Подавляющее большинство из них – бошняки, а также албанцы, цыгане, турки и представители других народов. В Сербии насчитывается сегодня 250 мечетей. Действует закон о религиозном образовании. Так что мы можем говорить о полной свободе вероисповедания. Такое положение дел наблюдается на протяжении последних двух десятилетий. Во времена Слободана Милошевича у нас не было никаких свобод – ни свободы мысли, ни свободы вероисповедания. Все это мы получили при новом руководстве страны. И сегодня я как муфтий республики не устаю повторять, что обретение свободы было для нас крайне важным событием. В любой стране мира, на любой трибуне я с гордостью говорю: мы, мусульмане Сербии, живем, как и остальные мусульмане в демократических государствах. Да, у нас есть проблемы. Но где их нет?! И шаг за шагом мы движемся вперед. При коммунистическом режиме у нас было отобрано все вакуфное имущество. В последние годы оно постепенно возвращается. Медленными темпами, но процесс этот идет.

 

 

– А еще как государство поддерживает мусульман? Можете привести примеры?

– В прошлом году у нас было большое празднество по случаю 30-летия основания муфтията. На нем было отмечено, что за прошедшие 30 лет было возведено 120 мечетей. До этого у нас были мечети, но оставшиеся еще со времен Османской империи. 30 лет назад у нас не было ни медресе, ни какой-либо исламской инфраструктуры. За минувшие годы нами был разработана и сформирована система исламского образования – основано медресе (аналог средней образовательной школы) по подготовке хатыбов, были созданы факультет исламоведения, школа хафизов, детский сад. И, конечно, мы занимались строительством мечетей. Повторю, при Слободане Милошевиче все это было невозможно сделать. Новые власти понимают наши нужды, мы с ними постоянно взаимодействуем, они – на нашей стороне. И я хочу им выразить искреннюю благодарность за поддержку. Как известно, кто благодарит людей, тот благодарит Всевышнего!

Я хочу подчеркнуть, что для нас, мусульман, Республика Сербия – это наша Родина, наша земля.  В первые годы независимости республики у нас были проблемы, и, может быть, еще несколько лет назад я не мог произносить эти слова благодарности. На сегодня все изменилось. Мы работаем в тесном сотрудничестве с руководством страны и ее президентом Александром Вучичем.

 

– На Ваш взгляд, у мусульман Балкан общие проблемы или в каждой стране есть особенности?

– Я думаю, общие, потому что раньше все ныне независимые балканские государства – Македония, Черногория, Хорватия, Босния были частью Югославии, в которой все определялось коммунистическим режимом. Другой вопрос, что сейчас крайне важно наше взаимодействие, наше сотрудничество, в том числе с Боснией. Мы, мусульмане Сербии, как я сказал, в подавляющем большинстве босняки. Во времена Османской империи земли современного Санджака были частью Боснии. Это прошлое нас объединяет, и для нас важно сотрудничество с боснийскими мусульманами в сфере образования, проповеднической и научной деятельности.

Для нас важно установление связей с исламоведческими факультетами в Сараево, Зеницах и др., в том числе и для того, чтобы противостоять главной угрозе умме – терроризму. Огромная ответственность в этом деле лежит на шейхах, ученых, преподавателях. Мусульманская община – община умеренности, община середины. Такой ее создал Всевышний. Как говорить об исламе? Что объяснять людям? Как до них донести, что примером для нас должна являться община Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?  И во времена Пророка были те, кто придерживался крайних взглядов. Однажды к Пророку пришел один человек и сказал: «О Мухаммад, отклонись! (т.е. отойди от Истины!)» Он был из числа неверных, из числа хаваридж. К сожалению, сегодня те, кто отклонился и относится к числу неверных,  распространились по всему миру. Они ведут работу против ислама и против мусульман. Мы должна противостоять им. Как? Только с помощью знаний, только через систему образования. Потому что мировоззрение такфиристов – это не ислам. Противостояние им – наша общая и главная задача.

 

– Расскажите немного о себе. Вы из семьи религиозных деятелей?

- Да, несколько поколений (семь или восемь) моих предков связаны с религиозным служением. Так что я продолжаю дело своих прадедов и дедов. Исламское образование я получил в Боснии. Затем продолжал обучение в Америке, моя специализация – межрелигиозный диалог. Несколько лет был имамом мечети в своем родном городе Тутине, который расположен недалеко от города Нови Пазар, столице Санджака. 12 лет занимал должность директора исламской школы, которая готовит имамов и проповедников, был и деканом исламоведческого факультета, и ректором Международного исламского университета в Нови Пазар. И вот уже 11 лет являюсь муфтием Сербии.

 

–  Россияне хорошо знают, что Сербия – наш друг, наш партнер, с которым нас связывает и история, и многоплановое сотрудничество. Как бы Вы оценили перспективы взаимодействия в религиозной сфере?

– Прежде всего я хочу сказать, что во главе общины российских мусульман стоит большой человек и большой ученый. Шейх Равиль Гайнутдин – уже 40 лет неизменно служит и российской умме, и Российскому государству. Всевышний сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный». Муфтий Равиль Гайнутдин делает все возможное, чтобы это взаимное познание друг друга происходило. Наше сотрудничество развивается. Мы подписали несколько соглашений, в том числе в сфере образования. В России есть и исламский институт, и академия, и разветвленная сеть средних учебных заведений. Я хочу пожелать муфтию успехов в развитии этого направления. Очень надеюсь, что он посетит нас в скором времени. В России 25 миллионов мусульман, у нас в Сербии – около миллиона. Думаю, у нас могли бы быть налажены добрые контакты. Мы должны исходить из того, что и в России, и в Сербии – свобода вероисповедания. Это очень важный принцип. Мы, мусульмане, можем спокойно, ничего не страшась, обсуждать любые вопросы. В любой общине могут возникать проблемы и трудности, но у нас нет того, чего мы могли бы стыдиться, от чего мы могли бы краснеть. Посмотрите на происходящее в Палестине, и все станет ясно!

 

 

– Палестинская проблема стала одной из главных на ХХ Международном форуме в Москве. Вы были его участником. Каковы впечатления?

– Безусловно, форум прошел в очень трудное время. Многие люди боятся не только ехать в Россию, но и говорить о ней. Но я приехал в Москву с открытым сердцем и искренними намерениями.

Я не раз бывал здесь и раньше. До того, как я первый раз оказался в России, я много слышал о том, что здесь нет свободы религии, что мусульман притесняют. Все это оказалось выдумкой. На этот раз, получив приглашение, я приехал и ощутил себя частью большого мусульманского сообщества. Хочу отметить высокий интеллектуальный уровень форума: приехали мусульманские лидеры и ученые из нескольких десятков стран. Их слова шли от сердца. Особенно эмоциональные и экспрессивные выступления, как вы правильно заметили, были посвящены событиям в Палестине, в секторе Газа. То, что там происходит, – это настоящая катастрофа, которая, конечно, отзывается болью в наших сердцах. Каждый день там погибают люди. Но мы руководствуемся тем, что сказал Всевышний: «…Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям». В этих словах Аллаха речь идет о человеке вообще, а не о мусульманине или представителе другой религии, ибо для Всевышнего ценна жизнь любого человека. Именно поэтому у нас, мусульман, есть право говорить о недопустимости убийства. Посягательство на жизнь человека ислам категорически не приемлет. Поэтому я повторяю вслед за участниками форума, что ислам – это религия мира, что ислам и мир – это синонимы. О необходимости мира нужно говорить неустанно – каждый день, в каком бы месте ты ни находился. И я горжусь, что мои коллеги – уважаемые шейхи, принимавшие участие в форуме, – еще раз во всеуслышание заявили об этом. Выражаю искреннюю благодарность нашему брату – уважаемому шейху Равилю Гайнутдину, хочу пожелать ему и всем его коллегам блага и милости Всевышнего.

– Благодарю Вас.

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2025 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.