закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


18 марта 2025 10:37   Тюменская область 

Рустам Сайфуллин: Когда идёт бой, уповаешь на Всевышнего

На торжественном ифтаре 4 марта в Московской Соборной мечети лидер мусульман России главный муфтий шейх Равиль Гайнутдин вручил Герою России полковнику Рустаму Сайфуллину орден Почета «Аль-Фахр» I степени. На полях ифтара с Героем побеседовала наш корреспондент. Рустам Сайфуллин рассказал о своем боевом пути – от командира взвода до командира полка, воспитании подрастающего поколения, говорил о том, насколько важны в бою вера во Всевышнего, а также поддержка родных и близких. 

         

       – Рустам Галиевич, рядом с медалью «Золотая Звезда» Героя России у Вас на груди появился орден «Аль-Фахр». Высшая награда Совета муфтиев России. Поздравляю!

       – «Золотая звезда» Героя  –  это награда не только моя. Это награда всего моего полка – всех офицеров, прапорщиков, солдат, сержантов. Полк относительно молодой, он сформирован 1 декабря 2020 года. Через год с небольшим я уже повёл его в бой. Что такое полк? Это воинская часть, большое количество личного состава и техники. За короткий промежуток времени провести боевое слаживание полка сложно, но можно: я делал основной упор, когда формировал полк, на офицеров, имеющих боевой опыт, потому что такой офицер – не просто командир, а наставник, он уже на себе испытал и знает, как нужно действовать в бою. Одно дело техника – танки, самолёты, машины, оружие. Но всем этим управляет человек.

         3 января 2024 Верховный Главнокомандующий, Президент нашей страны В. В. Путин за массовый героизм и отвагу присвоил полку почётное наименование «гвардейский» – теперь он именуется 40-й гвардейский инженерно-сапёрный полк. Это почетно. Те, кто со мной выполнял тогда боевые задачи, и сейчас добросовестно, доблестно, с честью продолжают их выполнять.

           Обе награды – и Звезда Героя России, и орден «Аль-Фахр» – не мне принадлежат. Это я им принадлежу. Что это значит? Награды меня обязывают им соответствовать. Если тебя наградили, ты не имеешь ни морального, ни духовного права себя вести неправедно. Ты обязан быть образцом во всем – как для семьи, для своих детей, так и для своих подчиненных. Простой пример – занятия по физической подготовке ребят-срочников, которым по 18–20 лет. Я уже командир полка, солидная должность, подхожу к турнику, к перекладине, подтягиваюсь раз 20 и говорю: «Делайте, как я!» Когда подчинённые видят, что командир с них требует то, что сам выполняет, сам умеет, совсем другие отношения складываются в полку. Воспитывай личным примером! Как говорил генерал Скобелев: командир должен не отправлять часть в бой, а вводить ее, то есть быть рядом со своими боевыми товарищами, со своими подчиненными. Этого правила и мы придерживаемся.

      Наша страна – многонациональная и многоконфессиональная, а армия – это зеркало общества. Я все командные должности прошёл – от командира взвода до командира полка, и всегда знал, когда у православных праздник, когда у мусульман, когда у буддистов. Когда лежал в госпитале со своим последним  ранением, со всех уголков нашей страны звонили мои бывшие подчиненные. Позвонил один калмык, он служил в Чечне под моим командованием, когда я ещё был командиром взвода. Это больше 20 лет назад! Сказал: «Я до сих пор помню, как вы меня поздравили с нашим (буддистским) праздником! Как узнал, что вы в госпитале, нашёл ваш номер телефона». С такой поддержкой сдаваться  нельзя!

           

           – Вы получили орден «Аль-Фахр» в знаменательный год – год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Ваш дедушка, как я знаю, воевал, расскажите о нем подробнее. Видимо, для Вас он является примером, раз Вы выбрали профессию военного. 

           – Да, мой дед Минач Сайфуллин 1920 года рождения – ветеран Великой Отечественной войны, его призвали в 1940. Сначала он был курсантом, потом штурмовым механиком, а потом авиационным. В годы войны служил на Дальнем Востоке в 9-й воздушной армии, участвовал в разгроме милитаристской Японии. Все ордена и медали деда – орден Отечественной войны, медаль «За боевые заслуги» и другие – хранятся у нас дома. В 1947 году он был демобилизован в должности старшего сержанта. Прибыл в Тюменскую область, в родной Вагайский район. Вернулся в колхоз на должность тракториста и дослужился до председателя колхоза!

          Так получилось, что, учась в 7 классе, я переехал к деду в деревню. Жил у него. У нас был большой скотный двор – 3 лошади, 3 коровы, овцы, куры, гуси, в общем, огромное хозяйство! Я помню, дед мне говорил: ты с утра не имеешь права кусок хлеба в рот положить, пока скотина не будет накормлена. Раз он сказал  –  я обязан был выполнять, без разговоров. После школы надо огород полить, картошку окучивать, дров наколоть, постарше стал – на сенокос ходил, лес валил зимой. Таким было дедовское воспитание. Люди, прошедшие войну, закаленные в боях, – это особое поколение. Очень мощное!

         Уже в 7 классе я определился с выбором профессии. И пример деда, и фильм «Офицеры» (помните фразу – «Есть такая профессия – Родину защищать!») – все это повлияло на мое решение стать военным! Школу (с национальным уклоном) закончил с отличием. Тюменское высшее военно-инженерное командное училище – с золотой медалью.  У меня было право выбора дальнейшего места службы, но я написал рапорт с просьбой направить меня на Северный Кавказ, где тогда шла контртеррористическая операция. Почему? А зачем я 5 лет учился в военном училище? Паркетным быть, что ли? Я учился на защитника Отечества. Это мой долг – защищать Родину.

         На Кавказе я прослужил 13 лет, из них почти 9 лет – в Чечне. Там я нашёл свою любовь, там родились мои дети: их трое – две дочки и сын. Так что у меня вся семья – южане. Я один сибиряк, но всех привёз в Тюмень, и все стали сибиряками.

           

            – Мне довелось в свое время беседовать с генералом армии М. А. Гареевым.  Он рассказывал, как 18-летним мальчишкой, попав на фронт в ноябре 1941 года, в разгар битвы за Москву, не раз обращался с молитвой к Всевышнему. Атеистов в окопах нет, говорят люди, прошедшие войну. Вы согласны с этим?

            – Одна из моих военно-учётных специальностей  – сапёр. Прежде чем в наступление пойдут танки, БМП и другая техника, нужно в минных полях противника сделать проходы. На освобождённой территории до того, как придут строители, нужно все неразорвавшиеся боеприпасы, все мины обнаружить и обезвредить.

       

        – А заминировано было много в тех местах, где воевал Ваш полк?

        – Да, очень много. Помимо танков «Абрамс», «Леопард», «Челленджер», БМП «Брэдли» очень большое количество мин иностранного производства. Минируют города, поселки, дети подрываются. Помните, в Беслане в 2004 году? Там детям в спину стреляли, а сейчас ими прикрываются и бьют по мирным кварталам.

       Но возвращаясь к Вашему вопросу… Сапёр не знает, какой «сюрприз» спрятан под землёй. Сверху на него тоже воздействие может оказываться. Напряжение колоссальное! Поэтому у нас нет неверующих ребят. Когда идёт бой, уповаешь на Всевышнего! Уповаешь и на себя, конечно, как ты подготовлен к бою, а если ты – командир, то как подготовил своих подчинённых. Могу много случаев привести, когда во время боя осколки попадали в крестики или в маленького размера Кораны, спасая тем самым ребят. Поэтому без веры на войне никуда. И не важно, кто и как молится! Бывает, что православные просят мусульман почитать молитвы. Или мусульмане просят прочитать «Отче наш», потому что слова Божии успокаивают человека.

            Очень важно, что на передовую приезжают священники, имамы. Некоторые ребята прямо там принимают обряд крещения. Мусульмане изучают молитвы, учат суру «Аль-Фатиха». В Евангелие сказано: «В начале было слово…» Мы с детства помним, кто нам что-то сказал обидное, помним, когда похвалили. Поэтому слово священника, имама, сказанное бойцу, дорогого стоит! И самое главное – в нем бойцы нуждаются.

           

            – Я знаю, что Духовное управление мусульман РФ выпустило специальную брошюру «Дуа и зикры для военнослужащих: от А до Я».

            – Да, их, конечно, привозят, и они очень нужны ребятам. Духовенству нашему надо отдать должное еще и потому, что они поддерживают ребят в госпиталях. Когда я лежал в госпитале, познакомился с имамом Московской Соборной мечети Маратом Аршабаевым. Приезжал к нам и Рушан-хазрат Аббясов.

             Первое ранение, осколочное, я получил в марте 2022 года под Черниговом. Около месяца пролежал в госпитале, ногу по частям собрали.  От реабилитационного отпуска отказался, написал рапорт о возвращении на передовую. В мае – второе ранение, более серьезное: под правую ногу упала мина 120-мм калибра, это 3,9 кг тротила. Перенес 14 операций, вес упал до 57 кг. Ступню левой ноги врачи пришили. Правую ногу спасти не удалось, она на протезе. Я запомнил раз и навсегда слова хирурга госпиталя им. Бурденко. Он сказал: «Рустам Галиевич, мы делаем высококлассные операции, руки, ноги пришиваем. Из сердца пули, осколки достаём. Но это только 30% успеха. Остальные 30% – это желание самого пациента восстановиться. Ты на фронте воевал, боролся, ты и в госпитале обязан бороться, не сдаваться». Я говорю: «Хорошо, получается 60 процентов в итоге. А оставшиеся 40?» –  «Это помощь, любовь близких и вера в Бога. Все это в совокупности даёт положительный результат!»

             Со мной в госпитале лежал очень молодой парнишка – крымский татарин. Он родился, когда полуостров был еще украинским. После того как Крым в 2014 году вернулся в состав РФ, он заключил контракт. В ходе СВО ему оторвало обе ноги плюс тяжелейшее ранение в голову. Полголовы – пластина. Врачи говорили, что он не жилец. Мама его выходила. И он мне на Новый год прислал видеопоздравление. Разве это не чудо?!

             24 февраля я в Тюмени я встретился с Мефодием Гавриловичем Гавриловым, 1925 года рождения, участником Великой Отечественной войны. Ему 99 лет. Он получил на войне 3 ранения, в 18 лет ему оторвало ногу. Но он не сдался: приехал домой, стал председателем колхоза. Женился, троих детей воспитал. Вот пример для подражания! И наш семейный девиз Сайфуллиных – «Не отступать и не сдаваться!»

 

         – Рустам Галиевич, Вы часто в повседневной жизни обращаетесь к Корану?

        – Не скажу, что постоянно перед сном читаю Коран. Суру «Аль-Фатиха» наизусть знаю, ее повторяю всегда. У меня есть книги по исламу, есть Сунна, хадисы, в которых о Пророке сказано все – как он жил, как обращался дома со своими близкими, как гостей встречал, как относился к женщинам. Если выразить кратко и простыми словами суть его деяний, то она заключается в следующем: обращайся с людьми так, как ты хочешь, чтобы с тобой обращались.

         Нормальный человек радуется чужому счастью и сопереживает чужому горю. Если ты можешь порадоваться за другого, абсолютно незнакомого человека, если ты можешь переживать чужую боль, как свою собственную, значит, в тебе есть душа. А если в тебе есть душа, значит, в тебе есть частичка Бога. Вот так.

              

            – Во время своего выступления на ифтаре, который был организован СМР, Вы показали украинский учебник истории. Поразительный, на мой взгляд, документ, образец того, как можно перевернуть историю.

            – Этот учебник, можно сказать, как секира, которая рубит корни дерева, и оно начинает гнить и гибнет в конце концов. Человека без корней ждет та же участь.  На Украине истинную историю предали, растоптали, и теперь там идёт война. Ненависть воспитывалась годами! Вы посмотрите, как всушники с пленными обращаются! Колени простреливают, издеваются… А к священникам как относятся? Изгоняют из храмов, истребляют, убивают, сажают. Нацисты настоящие!

            А памятники разрушенные? Екатерине Великой, Пушкину, что уж говорить о маршалах Великой Отечественной!   Поэтому однозначно – правда на нашей стороне. Мы восстанавливаем историческую справедливость, мы добиваем фашистов, мы бьемся за те ценности, которые передали нам наши предки. Мы не хотим, чтобы у детей был родитель 1 и родитель 2, чтобы дети-школьники меняли пол. Мы – за храм, мы – за мечеть, мы – за папу, маму, дочь, сына, брата, мы за те ценности, которые испокон веков были присущи России и которые нам оставили наши родители, бабушки и дедушки. Вот мы за что воюем.  А что касается учебников… Не зря ведь говорят: войну выигрывают учителя и священники. Духовенство, имамы, православные священники, как и учителя, должны сегодня обязательно работать с молодежью и доносить правду об СВО.

 

        –  Рустам Галиевич, Вы сейчас часто встречаетесь с молодежью, студентами, бываете в школах. Не чувствуете себя отчасти проповедником?

         – Я бы не сказал, что я проповедник. Во время встреч и бесед я рассказываю о своем жизненном опыте.

         Для меня СВО – не первый боевой конфликт. С 2005 по 2007 год, когда Чечню уже начали восстанавливать, как сейчас восстанавливают Мариуполь и города Донбасса, я был старшим группы разминирования Грозного. Мы, сапёры, разминировали объекты, находили, вывозили и уничтожали боеприпасы. Если бы мне кто-то тогда, молодому лейтенанту, сказал, что в Грозный будут ездить туристы, причём со всех стран мира, я бы счел того сумасшедшим: дружочек, какие туристы?! А сейчас, посмотрите на Грозный, на Чечню, в целом на Кавказ! И ребята из Чечни – бок о бок, плечом к плечу в одном окопе, в одном строю сражаются вместе с нами за наше Отечество. И я горжусь, что я – участник специальной контртеррористической операции.

             2008 год. Грузия. Наш полк подняли по тревоге, и мы выдвинулись  колонной. Подходя к Рокскому тоннелю (его протяженность почти четыре  километра), где было организовано реверсивное движение, нам навстречу шла бесконечная вереница автобусов, которые были забиты женщинами и детьми, многие из них – как-то перемотанные, в крови. Это эвакуировали с Цхинвала мирное население, потому что на город обрушился ураганный огонь, били реактивными системами залпового огня. Я видел в Цхинвале огромное количество техники стран НАТО, видел натовских инструкторов (та же картина сегодня на Украине). И я горжусь, что являюсь участником военной операции по принуждению Грузии к миру, потому что Южная Осетия и Абхазия обрели независимость.

             Да, к сожалению, везде – будь то Чечня, Осетия или Украина – погибшие, слезы матерей, слезы детей. Для нас нет чужих детей: в Москве, в Тюмени, в Лисичанске, Луганске, Донецке  – это всё наши дети!  Когда мы в начале 2022 года еще ЛНР освобождали,  спускаешься в подвал дома, а он битком забит детьми и женщинами. Там не то что еды, воды нет, из батарей люди сливали воду, чтоб попить. Я спрашивал, почему за водой не выходили? Оказалось, за 2 дня до этого тринадцатилетнему мальчишке, который пошел за водой, снайпер попал в голову. Это же фашисты натуральные!

            Люди должны знать об этом. Об этом должны знать и наши дети, которые не видели войны и, дай Бог, не увидят. Поэтому я никогда не отказываюсь от встреч с молодежью, прихожу в школы, рассказываю о своем боевом опыте. Всегда привожу пример: как-то, обходя позиции, заметил, что один боец у меня – деревенский парнишка, лет 20 с небольшим – пригорюнился. Спрашиваю – что случилось? А он: «Товарищ полковник, какой я был дурак! Мама меня просила дома то огород вскопать, то воды натаскать, то еще что-то сделать, а я отлынивал, убегал… Сейчас бы я весь огород перепахал руками, все бы переделал, маме руки бы целовал!» Вот как меняется мировоззрение человека на войне. Купить можно все – дом, квартиру, машину. Семью не купишь. Семья – святое!

            Как-то меня спросили: в рамках акции «Письмо солдату» ребята, школьники, пишут письма, отправляют на передовую свои рисунки. Нужны ли они бойцам? Объясняю: во-первых, ни одно письмо, ни один рисунок не выбрасывается. Всё сохраняется. На фронте разговор короткий: увидишь, что детский рисунок где-то валяется, сразу по шее получишь. Объясняю дальше: вот мы сидим сейчас в аудитории, у всех телефоны, гаджеты… А когда наши штурмуют населённый пункт, боец выкапывает себе окоп, закрепляется. Век интернета, над ним спутники летают, а у него связи никакой нет со своими. Он достаёт письмо Даши из 5-го класса и читает: «Дорогой солдат, я не знаю, как тебя зовут, но я тебя прошу, вернись домой живым с победой». И вот эта Даша – единственная его связь со всей Россией. И боец ради этой Даши на все готов! Вы никогда не были в таких ситуациях, а я знаю, что говорю. А потом бойцы – и это нередкий случай – находят этих Даш, приезжают в школы, показывают письма. Письма, которые помогли выстоять, остаться в живых, победить.

          

         – С 2023 года Вы являетесь заместителем начальника своего родного учебного заведения – Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала А. И. Прошлякова. Сколько сейчас там учится курсантов?

        – Больше тысячи человек. Четыре выпускника – участника СВО – удостоены звания Героя России: я – весь покалеченный, а еще трем ребятам это звание присвоено посмертно. Молодые парни, цвет нации!

          Одна из главнейших моих задач как заместителя начальника училища  – воспитание будущих командиров. Как в своё время меня воспитывали офицеры, прошедшие Афганистан и Северный Кавказ, так я воспитываю нынешних курсантов. Только личным примером!

          Моя фамилия – Сайфуллин. Если бы я струсил, смалодушничал, предал, на кого бы лёг позор? На моих детей, на мой род. А как я могу свой род предать? Дед мой воевал в Великую Отечественную, потом колхоз поднимал. Бабушка по отцу – труженица тыла. Она после войны стеснялась носить платье с коротким рукавом, говорила, что мышцы большие на руках. А какими им быть, если она на Иртыше, когда баржа приставала, грузила пшеницу, таскала по доскам по одному, по два мешка?!  Она рассказывала: «Когда баржу загрузим, нас строили в шеренгу, и мы выворачиваем карманы. Не дай Бог у кого-то горсть пшеницы окажется! Есть хочется, литр воды выпьешь, посильнее затянешь пояс, и все, булькая, пошли дальше работать!» Как можно вот это предать?

          Поэтому –  умри, а задачу выполни, другого не дано! Все мы рано или поздно предстанем перед Всевышним. Но как ты уйдёшь из этого мира –   трусом и предателем или порядочным, добросовестным, честным человеком?

            У нас многонациональная и многоконфессиональная страна. Порядочный с порядочным всегда найдёт общий язык. Культурный с культурным – тоже. При этом не важно, какой ты национальности и какого вероисповедания. Уважай другого, спроси, узнай, потому что все ошибки, все распри – от ограниченного кругозора и ограниченного знания, незнания другого.

               Расскажу один случай. В 23 года я, будучи старшим лейтенантом, принял отдельную роту в Чечне. Ребята – контрактники. 90 человек. Всем положены отпуска. Я, прежде чем солдату, сержанту или своему офицеру подписать рапорт и выдать отпускной билет, всегда ставил задачу: получишь отпускной, когда доложишь мне, где воевал твой дед в годы Великой Отечественной. И вот один боец докладывает: «Мой дед дошёл до Берлина, имеет 2 медали «За отвагу». Спасибо вам, что вы меня заставили изучить историю своей семьи». Оказывается, он звонил домой, звонил близким, чтобы все выяснить. Маленьким был – ему это не интересно было. А теперь: «Да раз у меня такой дед, я не имею права свою фамилию подвести». И таких случаев много. Поэтому я всегда говорю молодежи: вы должны знать, почему твоя семья отмечает 9 мая – День Победы. Кто в твоей семье воевал? Кто и как помогал фронту? Я думаю, в каждой семье есть свои герои, которые мужественно, честно и добросовестно выполняли свой долг перед Родиной. Не случайно, помимо городов-героев, у нас столько городов воинской славы, городов трудовой доблести. Зная свои корни, историю своей семьи, жизнь своих бабушек и дедушек, вы просто не имеете права их подвести, опорочить свой род. В этом знании – связь поколений, а георгиевская лента – символ, который связует героическое прошлое нашей Родины и ее настоящее. Мы обязаны гордиться тем, что живем в самой большой стране мира, в самом многонациональном и самом многоконфессиональном государстве. С этим знанием его истории, истории своей малой родины, своей семьи – только вперёд!

       – Благодарю Вас. Здоровья и успехов!

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2025 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.